Найти в Дзене
Книжный Бродяжка

В Таганроге к слову «турки» Рифма четкая: «придурки».А.П. Чехов и Туркины

Оглавление

Много анекдотов гуляет про недоумных турок. «Турков», как говорят в Таганроге. Жителям этого города турки особенно досадили. И хотя это давние воспоминания, они сохранились а памяти народной. Так сказать, в «коллективном бессознательном». Сами гены таганрожцев помнят, что в XVIII веке город переходил во власть турок по позорному прутскому мирному договору.

Бородатый лингвистический анекдот:
«Турок спрашивает у русского:
- Как тебя зовут?
- Иван.
- А правда, что в России всех дураков Иванами зовут?
- Нет, турками».

Коренной таганрожец, Антон Павлович Чехов, дает фамилию Туркины целому семейству в рассказе «Ионыч». Что он хочет этой фамилией сказать?

Что его персонажи недалекого ума?

Именно так вам скажут в школе на уроке литературе. Объяснят, что их «таланты» сомнительны. Что ни писательство Веры Иосифовны (матери), ни игра на фортепиано Котика (дочери), ни остроумие Ивана Петровича (главы семейства) не отражают особую одаренность. А, скорее, наводят досаду и скуку.

-2

В самом деле, если одни и те же остроты повторяются из раза в раз, из года в год, согласитесь, они «притупляются». Если автор подробно и занудно пишет о том, чего не знает, это графоманство чистой воды. Если пианист усвоил сложную технику игры на музыкальном инструменте, а душу в исполнение не вкладывает, - это ремесленничество, а не искусство.

Всё так. Но не так прост Чехов.

Игра в прятки с читателем

Он упрятал идейный смысл наличия семьи Туркиных в рассказе за бросающейся в глаза «обличающей» фамилией точно также, как запрятал самих Туркиных за ярким образом главного героя.

Ионыч – Дмитрий Ионович Старцев – такой талантливый, такой благородный, такой бескорыстный… По нему льются слезы в обязательном сочинении на тему: «От Старцева к Ионычу: деградация личности».

Прилежный ученик начинает прослеживать обыкновенную историю потери идеалов, высоких устремлений, самой жизненной энергии. Оставаясь неплохим специалистом, врач Старцев обленился во всех остальных сферах жизни и приобрел «вкус» к обогащению. Делается угодный учительнице вывод: среда заела. Недаром, мол, Чехов назвал город одной литерой С, архив которой мы распакуем как «серый, средний, скучный». И все довольны.

Кроме автора.

Что ещё за Иона?

Потому что для Чехова ничего не было отвратительнее пошлости (привычной рутины, обыденщины, расслабленности ума). В любом своем тексте он приглашает ДУМАТЬ, соображать, творить свое собственное мнение.

Почему рассказ не назван «Деградация»? Или «Старцев»? Почему по отчеству? И что это за Иона, сыном которого он родился?

Потому что герой рассказа унаследовал гены библейского пророка Ионы, который знаменит тем, что ослушался повеления Господа. Но пророк-то Иона раскаялся, а Дмитрий («земной») усугубил ген непослушания¸ отойдя от заветов Творца и превратившись в недостойное существо, подобное истукану (идолу, терафиму, болвану – изображению языческого божка). То есть, состарился, стал Старцевым. В чем его деградация? В начале рассказа он был устремлен в будущее, а в конце – ушел в прошлое.

-3

А что Туркины? Они верны своему постоянству. Да, они не гении. Обыкновенные люди, как и мы с вами. Но они порядочные люди, занимающиеся благотворительностью, несущие соседям, остальным горожанам, всем окружающим свет, радость, добро. Как тут не вспомнить обещание Господа Бога: «Верный в малом над многим поставлен будет». Они ни в чем не нуждаются, не гонятся за наживой, довольны тем, что у них есть.

Богатейте добрыми делами

Чехов не причитает над незавидной судьбой Ионыча – он любуется своими Туркиными. В их доме какая-никакая, но царит «культура». Их охотно посещают горожане, пусть не за утонченными впечатлениями, а из-за обильных вкусных обедов. С ними приятно и уютно. Они выполняют наказ Господа: «Богатейте на добрые дела!»

Автор «на их стороне». Это он подтверждает именами, которыми их назвал.

Иван - любимый ученик Иисуса (Иоанн – «помилованный Богом»).

Петр – святой апостол, основатель христианской церкви, хранитель ключей от рая(«камень», «твердыня»).

Вера – юная мученица, пострадавшая за веру («вера в Бога»).

Иосиф – обручник Девы Марии, названный отец Господа («Богом любимый»).

Екатерина – святая мученица («чистая», «непорочная»).

Павел (слуга Туркиных) – святой апостол, претерпевший превращение от гонителя христиан в великого учителя веры.

Пантелеимон (кучер Старцева) – великий святой целитель.

Знаменательно, что это святое имя НЕ дано врачу Старцеву. Потому что автор считает Ионыча недостойным высокого звания.

Дать имя Пантелеимон кучеру – прямая издёвка над героем.

Дорогие друзья, захотелось ли Вам перечитать рассказ великого насмешника Чехова?

Жду Ваших комментариев.