Необходимо обсудить один интересный и тонкий момент, который весьма очевиден, но при этом остаётся старательно незамеченным. Речь далее пойдёт об искушении Христа в пустыне, упомянутом во всех трёх синоптических евангелиях.
Вообще в контексте всего повествования этот эпизод подобен ружью, появляющемуся на сцене в первом акте, которое непременно должно выстрелить к концу пьесы. Собственно так и происходит. Наиболее полно и последовательно само искушение описано у Луки:
«Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени»
(Лк. 4: 1-13)
Что это было: испытание или пророчество? А может быть и то и другое? И вот Иисус, пройдя искушение плотью, властью и чудом возвращается к людям. Говорят тяжело в учении, но легко в бою. К сожалению, это не так.
Одно дело отказать себе в пище и не превращать камни в хлеба, и другое дело увидеть тысячи голодных людей, которые пришли к тебе, находиться среди них, чувствовать их немощь, знать, что можешь накормить их. И вот, несмотря на то, что «не хлебом единым будет жить человек», Иисус накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, ведь люди же верят, что мессия даст новую «манну»!..
А потом, несмотря на то, что сказано «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», Иисус садится на осла и въезжает в Иерусалим. Народ же устилает Его путь своей одеждой и пальмовыми ветвями и восклицает:
«Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!».
Почему так? Потому что у Захарии сказано:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле». (Зах.9:9)
Если ты царь — тебе поклоняются и служат. Если твоё царство не от мира сего — тебе поклоняются и служат как Богу. Может быть этого эпизода не было, может он придуман и Иисус вошёл в Иерусалим как обычно пешком? Тем не менее Иисус не отрицает прямо что Он царь, и говорит, что Его царство не от мира сего. То есть, отказавшись от «всех царств вселенной», чтобы не кланяться Диаволу, позже Иисус сам провоцирует народ на то, чтобы в Нём Самом увидели царя, да ещё и Царя не от мира сего!
И наконец распятие, когда умирающего на кресте Иисуса «ангелы сохраняют и на руках несут». Мог Иисус не идти на крест, дабы не искушать Господа Бога? Мог, но выбрал другой вариант. Причём добровольно.
Итак, мы видим, что у каждого из трёх искушений Христа есть продолжение. Ведь не зря же сказано, что «диавол отошёл от Него до времени». До времени — это значит до того момента, когда, после «теоретических занятий» в пустыне, придётся столкнуться с практикой.
Так что же Иисус «завалил» практику? Нет, конечно! Так в чём же мораль? Ну прежде всего в том, что легко быть светлым и правильным, сидя где-то в келье, придаваясь исихазму, и чтобы «ангелы служили тебе» (И они действительно служат таким людям). Особенно, когда в реальном мире ничего интересного и приятного тебе не светит. Хуже, когда в эту келью неожиданно врывается реальный мир и грозит накрыть весь твой исихазм «медным тазом». Тогда, поддавшись человеческой слабости, даже прекрасные люди готовы просить помощи хоть у Гитлера и молиться за его скорейшую победу на востоке, не задумываясь сколько людей при этом будет уничтожено. (Я упомянула случай из реальной жизни очень уважаемых монахов). Но не будем судить. Все мы можем попасть в такую ситуацию, когда не сразу осознаём где чёрное, а где белое.
Речь идёт о том, что реальный мир — это более продвинутый уровень на пути к Богу, более сложный. И именно в реальном мире так не хватает светлых душ, которые, если не в монастырь, так в нирвану спешат устраниться. Так стоит ли прятать голову в песок? Мы все связанны. Так что «спасение» для одной, отдельно взятой от всех остальных, души маловероятно. Мы — клетки одного организма. Отдельно от организма не спасёшься.
Только столкнувшись с реальным миром, мы можем на практике проверить, так ли плохо накормить людей хлебом. И понимаем, что ничего страшного не будет, если человек будет просто сыт. Это не закроет ему путь к Богу. Во всём хороша умеренность, а истязающие себя люди не всегда святые. Иногда — это просто извращенцы.
Вот в вопросе признания себя царём Иисус поступил опрометчиво. Конечно Он хотел не власти и почестей, а всего лишь чтобы его услышали. Но в результате многие люди молятся не Богу, а Ему, глядя на изображение Его, висящего на кресте. А это уже идолопоклонство.
Но дело в том, что, когда Иисус вернулся из пустыни домой, весь такой просветлённый и вдохновлённый, зарёкшийся превращать камни в хлеб и желать власти, его встретили люди, которые как только поняли, что ни хлеба, ни зрелищ, ни каких-либо других чудес не будет, просто выгнали его прочь. И пошёл Иисус в Копернаум, по дороге думая, что тактику всё-таки придётся сменить. Иначе не услышат.
Ну и напоследок отмечу, что я совсем не призываю «с великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иакова 1:2).
Искушение — это не когда хочется и колется, а ты терпишь. Если не вытерпел, то стыдно, но приятно; а если вытерпел — то святой. Забудьте эти искажённые и наивные представления, уводящие в ханжество и маразм. Всё намного серьёзней. Это выбор, это труд души. Результат же — это и чудо насыщения хлебами и голгофа, и просветление, и чьи-то разбитые вдребезги жизни. Это не то, что Иисус ответил Диаволу в пустыне. Это то, как Он поступил на практике с учётом обстоятельств и чувств. Это то, что останется с вами на всю жизнь, даже, наверное, на все жизни.
Да, это трудно и это больно. И ни один человек в здравом уме не обрадуется такому испытанию, давайте честно признаем это. Но это наша жизнь и наш путь. Поэтому я вслед за Иаковом подтверждаю:
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получает венец жизни, который обещал Господь любящим Его». (Иаков 1:12)