Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Слишком быстрая, слишком виртуозная музыка — плохая?

Быстрое «поливалово» — важная часть многих стилей музыки. Художественный смысл «поливалова» не всегда верно осознаётся самими исполнителями и не всегда принимается слушателями. Действительно, эффектный «запил» может быть лишь способом спрятать отсутствие музыкальных идей.

Являются ли виртуозные «запилы» не слишком важной частью музыки, от которой всегда можно отказаться? Зачем они нужны, в принципе?

Музыка исторически развивалась как вокальное искусство, поэтому логично предположить, что самые первые виртуозные «поливы» появились в вокале.

Существует понимание такого термина, как «диминуция», как техники импровизации в старинной музыке, когда исполнитель на ходу придумывал пассажи (опевающие некоторые опорные звуки), которые композитор умышленно не выписывал в партитуре. Этот приём имел орнаментальную функцию, функцию украшения.

Со временем (в истории) техническое мастерство музыкантов росло. Художественная роль скоростного движения была вполне хорошо осмыслена композиторами ещё в старинной музыке, и, тем более — в музыке барокко.

Довольно ярким примером является, например, «Лето» Антонио Вивальди, где длительное скоростное гаммообразное движение служит ключевым художественным целям. У Вивальди при этом достаточно невелика «концентрация идей», то есть быстрое движение достаточно однообразно. У И. С. Баха «концентрация идей» в скоростном движении могла быть уже ощутимо выше. Как пример можно привести быстрые части знаменитой скрипичной «Чаконы».

Проводя аналогию с человеческой речью, можно сказать, что «Лето» Вивальди — это разговор об одной простой теме (например, о погоде 😄), в то время как Бах пытается изложить некий сложный «философский трактат», в котором каждое слово имеет большое значение, несмотря на высокую скорость «речи».

Ещё одна несомненно важная историческая роль «запилов» — этюды и упражнения для развития техники музыканта. В этом случае «выбор нот» часто подчиняется аппликатурному мышлению и педагогическим задачам. Несмотря на это, этюды часто представляют и большую художественную ценность (например, у Шопена).

Современная музыка (джаз, фьюжн, металлический рок) часто использует скоростное движение с теми же двумя подходами — «этюдным» и художественным.

«Этюдный» подход может представлять существенную проблему для создания художественного произведения: если злоупотреблять этим подходом, есть риск получить абсолютно неубедительную музыку, музыкальный шум. Это возникает в ситуации аппликатурного подхода, когда выбирается то, что сыграть удобно, но не то, что сыграть «нужно».

С другой стороны, плохое восприятие «поливалова» слушателем может быть обусловлено лишь высокой «концентрацией идей» (как у Баха в примере выше), и тогда «вина» ложится целиком на плечи недостаточно подготовленного слушателя. Для восприятия такой музыки нужен большой багаж музыкальных элементов в сознании слушателя, обеспечивающий интонационное «узнавание», а также концентрация его внимания.

Как работают пассажи

Пассаж может создавать «псевдовертикальное» звучание, заменяя аккорд (аккорды).

Достаточно быстрый пассаж воспринимается как «звуковое пятно», то есть только целиком, когда отдельные звуки уже не могут быть осмыслены. Например, быстрое гаммообразное движение в определённом ладу будет отражать эмоциональную окраску самого лада в целом (лидийский, дорийский и тому подобное). И наоборот, игра в слишком медленном мелодическом движении будет «уничтожать» окраску лада (затруднять её восприятие).

Скачкообразное (в противоположность гаммообразному) движение в быстрых пассажах часто создаёт «скрытое многоголосие». Такие примеры можно найти у Баха или Паганини.

Самая упрощённая «классификация» пассажей:

  • простые гаммообразные;
  • основанные на секвенциях, когда пассаж явно воспринимается «звеньями»;
  • арпеджированные, основанные на звуках аккордов;
  • «интервальные», например, чередование или следование звуков по квартам, и тому подобное;
  • основанные на скрытом многоголосии.

Большинство пассажей опирается на стабильное ритмическое движение, но в них присутствует опора на ритмические доли. Например, на доли могут умышленно попадать аккордовые звуки, чтобы воссоздать этот аккорд в сознании слушателя.

С использованием материалов видео Дениса Чуфарова.