Страниц: 200
Оценка: 7/10
Есть что-то привлекательное в фантастике, написанной сто лет назад. Вот это сочетание желания заглянуть в будущее и увидеть разумное, доброе, вечное, надежды, что все вокруг хорошие, и неуклюжих забавных «футуристичных» изобретений.
Сначала Алексей Толстой написал роман в 1923 году, а в 1937 преобразовал его в повесть для молодёжи, и нам доступна именно повесть.
В конце девятнадцатого века люди, заинтересовавшись другими планетами, увидели «каналы» на Марсе. Люди в телескоп действительно наблюдали тонкие длинные линии на Марсе, оказавшиеся впоследствии всего лишь обманом зрения. Сначала Скиапарелли назвал их «canali», что подразумевает и искусственные, и естественные каналы, но вследствие неаккуратного перевода они превратились в искусственные «canals». Немного позже Персиваль Ловелл не только их зарисовал, но ещё и выпустил книгу о Марсе. Эту идею многие подхватили, и она продержалась вплоть до путешествия к Марсу спутника «Маринер-9» в семидесятых, который сфотографировал большую часть поверхности планеты и каналов не нашёл.
Идея каналов на марсианской поверхности нашла отражение во многих фантастических произведениях (например, «Дэвид Старр, космический рейнджер» Азимова), но также и почему-то находит своих сторонников и сейчас.
Так, но давайте о повести.
Сразу хочу сказать, что придираться к правдоподобности и научности описанного в «Аэлите» — это как пинать инвалида. Давайте просто воспринимать её как сказку.
Мстислав Сергеевич Лось решил полететь на Марс. Создал машину в форме яйца: внутри кожаная обтяжка, снаружи клёпки. Повесил объявления о поиске спутника, откликнулся только солдат в отставке: ну, он его и взял.
Прилетели они на Марс. Установили контакт с тамошними жителями. Влюбились в местных жительниц: Лось в дочь правителя Аэлиту, солдат Гусев в простую служанку Иху. Всё было хорошо, пока они не начали узнавать об истории марсиан и (о боже) диктатуре, ныне там властвующей.
Из сказок Аэлиты мы узнаём, что Лось и Гусев — не первые земляне на Марсе, и ранее к ним прилетали атланты (да, из Атлантиды): сверхлюди, статные, умные, владеющие удивительными технологиями. Атланты навели шороху, а также породили расу голубокожих метисов, которая и поныне живёт вместе с коренными краснокожими.
Мне сложно понять, что вкладывал сюда автор, ибо нас разделяет век истории, у нас разные ценности и идеологии, но вот что вижу я.
Это полёт фантазии, в желании представить, какими могли бы быть атланты, как бы выглядела жизнь на Марсе. Это визуализация красивой сказки, детской мечты, что на других планетах тоже живут существа, на нас похожие, с которыми мы можем найти общий язык.
Лось и Гусев противопоставляются друг другу. Лось — человек мечтательный и романтичный, немного азартный; ему интересно изучать другую культуру и ассимилироваться. Гусев же — простой солдат, туповатый, но очень уж патриотичный; ему не нужно подстраиваться под других, ведь он может сам подстроить других под себя и принести коммунизм на чужую планету.
Яркий контраст хорошо виден в сцене, когда они только прилетели на планету. В то время, как Мстислав Сергеевич тихо и аккуратно пытается установить контакт и учится языку: «Лось спрашивал у марсианина названия предметов и записывал их», солдат напирает на своих «собеседников», ни секунды не задумываясь, насколько необычны и они, и всё вокруг, и понимают ли они его вообще: « Гусев – это моя фамилия. Гусев – от гусей: здоровенные такие птицы на Земле, вы таких сроду и не видали. Зовут меня – Алексей Иванович. Я не только полком, конной дивизией командовал. Страшный герой, ужасный...»
Также очень показательно обращение двух героев со своими возлюбленными. Лось говорит Аэлите: « Ты видишь и знаешь, когда я не вижу тебя – схожу с ума от тревоги. Когда вижу тебя – тревога страшнее. Теперь мне кажется – тоска по тебе гнала меня через звезды». А вот что говорит Гусев: « Почему у вас на Марсии бабы какие-то синие? – сказал ей Гусев по-русски. – Дура ты, Ихошка, жизни настоящей не понимаешь... Тебе, девка, совсем замуж пора». Оставивший на Земле жену Гусев не гнушается также шлёпать, целовать и тискать свою «Ихошку».
Поэтому мне кажется, что Алексей Николаевич показывает нам вечное противостояние интеллигенции и простого люда. Даёт посыл, что одни без других не могут (хотя скорее крестьяне-солдафоны не могут без интеллигенции, которая будет разгребать все их ошибки).
Также он говорит о том, что у людей того времени настолько были промыты мозги, что им лишь бы нести свой коммунизм и насильно его прививать другим.
Забавная книжица, в общем. Идеи смешные. Интересно было посмотреть, как сто лет назад представляли себе путешествия в космос (на утлом летательном аппарате) и другие планеты.