Найти тему
Андрей Беспамятнов

ДЖЕЙМС ПАТРИК ПЕЙДЖ – часть 3

Клуб под названием Crawdaddy Club стал настоящей кузницей кадров для британского блюзового движения. Не перечислить всех, кто прошел через его сцену – их было десятки, если не сотни! Юного Джимми, понятное дело, очень сильно интересовало происходящее. Периодически Джимми поднимался на сцену, играя джемы с приходящими группами. Одновременно Джимми посещал и ставший позже всемирно знаменитым клуб Marquee в Сохо, на Уордорф Стрит. Там сейчас Чайна Таун, а сам клуб несколько раз менял место дислокации, но сохранял название. В Марки Пейдж уже лицезрел Алексиса Корнера и его блюзовую группу. Выступал там и Сирил Дэвис. Там же в Марки, Пейдж в компании с Беком познакомился с Клэптоном и выяснил, что они почти соседи по месту жительства. Пейдж при этом продолжал обучаться в Арт Колледже, серьезно увлекшись живописью, что в будущем окажет огромное влияние на оформление обложек пластинок Led Zeppelin. Джимми периодически подмывало поучаствовать в разных группах, но все попытки не были продолжительными. Отметим его кратковременное сотрудничество с группой Mickey Finn And The Blue Men (в названии нет никакой связи с сексуальной ориентацией, тогда за «голубые» штучки в Королевстве СУРОВО судили). Мики Финн в ближайшем будущем станет партнером Марка Болана и членом группы Болана T.Rex, добившейся в начале 70-х феноменального, но краткосрочного успеха. Столь феноменального, что начинающий режиссер Ринго Старр снимет фильм о Болане “Born To Boogie” с гостевым участием Элтон Джона. Финн пригласил Пейджа в 72-ом году на премьеру этого кино в Лондоне и наш герой кое-какие моменты из этого фильма намотает на ус, а потом постарается реализовать их уже в составе своего любимого Led Zeppelin.

Юный сессионщик. В руках - Лес Пол!
Юный сессионщик. В руках - Лес Пол!

Кроме того, Пейдж довольно-таки плотно поработал с Крисом Фарлоу и его группой Chris Farlow & The Thunderbirds. Это было в 1961 году. Настолько плотно, что в 2017 году Джимми на своем собственном, только что открытом, рекорд-лейбле выпустит виниловый диск Chris Farlowe & The Thunderbirds: The Beginning, который будет доступен ТОЛЬКО на сайте Пейджа (в смысле заказа) и не будет выпущен в виде CD или другого носителя. Его даже скачать нигде невозможно. Вот как это называется?

В 1988 году Джимми попросит Криса спеть несколько песен на своем сольном альбоме “Outrider”.

Впрочем, вернемся к повествованию.

Джимми пребывал как-бы на распутье – ему снова хотелось играть в группе (найти бы подходящую!), и в то же время он хотел закончить колледж. Развязка наступила, как всегда, неожиданно. В один из вечеров в том же Марки, к Пейджу подрулил Джон Гибб (никакой связи с Гиббами из группы Bee Gees, просто однофамилец!), бывший музыкальным директором и участником группы Brian Howard & the Silhouettes, с предложением поучаствовать в студийной работе для Columbia Graphophone Company. Речь шла о записи пары синглов. Джимми согласился. Качество его работы настолько впечатлило Майка Линдера, работавшего на Decca Records и присутствовавшего там же в студии, что он немедленно предложил юному гитаристу постоянный ангажемент, с твердой ставкой 40 фунтов в неделю. Напомню, что тогда фунт стерлингов содержал 240 пенсов, согласно двенадцатиричной системе исчисления, принятой в Великобритании. До 100 пенсов фунт «похудеет» в 1971 году.

Пейдж стал в Лондоне всего вторым постоянным сессионным гитаристом и его называли «Малыш Джим», так как первым гитаристом был Джим Салливан, ирландец, довольно высокого роста. Выше нашего героя. К этому моменту работы в сфере звукозаписи стало столько, что Большой Джим не справлялся, поэтому своего нового коллегу он воспринял дружелюбно, давал ему ценные советы, помогал с настройками, словом – делился опытом.

Запись уже упомянутых выше синглов состоялась в декабре 62-го года и до конца года Пейдж еще успел поучаствовать в записи как минимум 4-х композиций – одной с группой Сирила Дэвиса и трех с «Крестоносцами», по старой доброй памяти, так сказать. А уже с февраля 63-го Пейдж с головой ушел в новую для себя работу, которая заняла почти три с половиной года его жизни. Колледж был успешно забыт. Джимми надо было очень быстро учиться сразу многому – и прежде всего музыкальной грамоте, которой он не владел совсем. Далее, ему пришлось осваивать премудрости звукорежиссерства, технологиям записи, работы с оркестрами и рок-группами, надо было разбираться и в постановке звука. Про продюсирование сначала речь не шла, ибо Джимми просто впахивал по 10 – 12 часов в различных студиях, не задумываясь, что перспективно, а что нет.

Похоже, что уже в Yardbirds
Похоже, что уже в Yardbirds

Работа Джимми в качестве сессионного музыканта продолжалась, как я уже выше говорил, без малого три с половиной года – до лета 1966-го года. Не буду здесь в подробностях перечислять все его подвиги на сессионной ниве, а просто остановлюсь на нескольких запоминающихся моментах.

Тема “Goldfinger” к одноименному фильму Бондианы 64-го года с (еще пока!) Шоном Коннери в главной роли. Саму песню исполняет негритянская (к черту политкорректность!) певица Ширли Бесси. Пейдж где-то там на гитаре в оркестре. Вычленить его партию моё ухо не в состоянии. Может кому-то повезет?

Kinks – You Really Got Me. 1964 год. Пейдж один раз проговорился, что рифф к этой композиции придумал он. Братья Дэвисы это яростно опровергли. С течением времени Джимми к этому не возвращался, но у Кинкс НИЧЕГО близкого по жесткости в дальнейшем не было. Ни разу. И эта гламурная предтеча Брайана Ферри и Roxy Music спокойно существовала на музыкальном рынке, отметившись концептуальным альбомом «Влет и Падение Британской Империи», выпущенном в 67-ом году.

Joe Cocker – I’ll Cry Instead. 1964. В этом дебютном сингле Джо, Пейдж стал звукоинженером и попробовал продюсировать. В целом кавер на Битловскую композицию получился отменным.

The Who – I Can’t Explain. 1965. Ни секунды не сомневаюсь, что Джимми деятельно поучаствовал в создании этой композиции. Пит Таунсенд, гитарист группы, и сам был мастером шикарных риффов, и в паре с Джимми они здесь славно поработали.

Rolling Stones. В 75-м году Роллинги выпустили немного странный сборник “Metamorphosis”. В трех композициях, датированных 64-65 годами отмечен Пейдж как гитарист – “Out Of Time”, “Heart Of Stone” и “Blue Turn To Grey”.

В 65-ом году Пейдж плотно занимался записями в студии певицы Джекки Де Шеннон, с которой у него завязались романтические отношения. Пейджа немного смущало, что девушка старше его (тоже мне проблема!). Роман, как и сотрудничество на музыкальном поприще, сошли на нет.

В том же 65-ом году Пейдж записывает и выпускает два собственных сингла (то есть 4 композиции всего). Результаты в плане успеха – нулевые.

Как-то, уже после своего ухода из Yardbirds, в студию к Джимми завернул Эрик Клэптон. Приятели записали целый ряд композиций, которые несколько лет спустя будут выпущены на пластинке «Антология Британского Блюза» без всякого ведома Эрика и приведут к первому, но не последнему, конфликту Джимми и Клэпа.

Во время съемок фильма Blow Up
Во время съемок фильма Blow Up

По личной просьбе Мика Джеггера, наш герой запишет несколько композиций Марианы Фейтфул, тогдашней пассии главного Роллинга, где будет не только играть, но и выступит в качестве звукорежиссера и продюсера.

Еще в 63-ом году Пейдж в студии впервые встретился с Джоном Полом Джонсом. Джонс так же работал сессионным музыкантом, в основном клавишником, а иногда и играл на бас-гитаре. Вместе они впервые поработали над синглом «Даймондс» Джета Харриса и Тони Миэна. В 64-ом году Джонси задумал записать свой собственный сингл – сторона А - Baja и сторона Б - A Froggy Day In Vietnam и обратился за помощью к Пейджу. Тот не отказал. Пейдж отметил про себя продвинутого универсала, не смотря на его юный возраст – 18 лет!

В конце того же 64-года, Джимми получил приглашение заменить Эрика Клэптона в Yardbirds. Джимми отказался, но предложил своего старого приятеля Джеффа Бека. Того с удовольствием взяли. В знак благодарности Джефф (наверное, с первой зарплаты!)

подарил Пейджу шикарный Фендер Телекастер с психоделическим рисунком. Эту гитару у Пейджа «свистнут» летом 69-го года перед концертом в Торонто. От чего Джимми придет в неописуемую ярость и долго будет отказываться выйти на сцену.

В июне 66-го года Пейдж все-таки согласится присоединиться к Yardbirds на постоянной основе в ответ на повторное приглашение. На этот раз предстояло заменить басиста Пола Самвелл-Смита. Джимми согласится прийти на роль бас-гитариста. Видать совсем студийная работа надоела.

Перед этим событием, было другое, более важное для нашего повествования. Джефф Бек в мае того же 66-го, решил записать в студии кое-какие свои сольные идеи, которые в будущем станут его первым сольным синглом, так как и он «успешно» покинет ряды Yardbirds. Помогали Джеффу Кит Мун (The Who), Джон Пол Джонс, Никки Хопкинс. В студии ошивался и Джон Энтуистл (бас, The Who). Тогда-то, предположительно из уст Энтуистла, и прозвучало словосочетание “Lead Zeppelin”. Одной из композиций на этой сессии была “Beck’s Bolero”, автором, который был сам Пейдж, несмотря на название.

Приход в Yardbirds означал для Джимми не только новые впечатления, но и знакомство с Питером Грантом и одним из величайших режиссеров 20-века Микеланджело Антониони.

Об этом – в следующий раз!

Часть 1

Часть 2