Найти в Дзене

Учения классической философии повлиявшие на современную психологию

Оглавление

Есть миллион различных способов определения счастья. Особенно в области психологии, где оперативное определение является постоянной работой. Эвдэмония не только одно из старейших, но и выдержало испытание временем по другой причине.

По этой причине в эвдэмонию встроен целый элемент субъективности. Она одновременно и меньше, и больше предписывает, и довольно глубоко погружается в идеи добродетели и этики добродетели.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/05/09/17/37/sculpture-2298848_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/05/09/17/37/sculpture-2298848_960_720.jpg

В этой статье мы рассмотрим определение Евдэмонии, данное Аристотелем, и его существенное влияние на то, как "счастье" и "благополучие" рассматриваются в позитивной психологии. Самое главное, через ее влияние на субъективное благополучие.

Что такое Эвдэмония?

В самой простой (переведенной) форме под эвдэмонией часто понимают счастье. Иногда оно переводится с древнегреческого оригинала как благополучие, иногда процветание. Понятие Эвдемония происходит от Nicomachean этика Аристотеля, его философская работа о "науке счастья". Мы рассмотрим эту идею "науки о счастье" немного подробнее в этой статье.

Эвдэмония - это понятие индивидуального счастья, она утверждает следующее:

  • "...благополучие - это не столько результат или конечное состояние, сколько процесс реализации или осознания своего даймона или истинной природы, то есть реализации своих добродетельных способностей и жизни так, как изначально задумывалось".

Поскольку существует так много различных способов перевода термина на русский язык, может быть даже полезно взглянуть на этимологию. Если это поможет предоставить больше контекста, eudaimonia - это комбинация префикса eu (что означает "хорошо" или "счастливо") и daimon (что означает "дух"). Последнее также появляется в различных родственных формах в современной литературе, например, идея о деймоне как душе в бестселлере Филиппа Пулмана "Северное сияние".

Краткая история Эвдэмонии

Как уже отмечалось, понятие "Эвдэмония" восходит к "Никомашевской этике" Аристотеля. Однако до этого афинские философы, такие как Сократ и Платон (наставник Аристотеля), уже занимались подобными концепциями.

Сократ об Эвдэмонии

Сократ, как и Платон, считал, что добродетель (или arête, сама идея добродетели) - это форма познания, в частности, познания добра и зла. То есть он видел множество добродетелей - справедливость, благочестие, мужество как единое целое. Все они были едины, и все они были знанием.

Сократ считал это знание необходимым для нас, как людей, для достижения "конечного добра", которым была эвдэмония. И под "нами" Сократ подразумевал индивидуума.

Платон и эвдэмония

В некоторой степени Платон считал, что люди, естественно, чувствуют себя несчастными, когда они делают что-то, в чем они знают и признают, что ошибаются. Эвдаимония, по мнению Платона, была высшей и конечной целью как морального мышления, так и поведения. Тем не менее, хотя Платон считал, что он в некоторой степени усовершенствовал это понятие, он не предлагал для него прямого определения. Как и Сократ, он считал добродетель неотъемлемой частью эвдэмонии.

На данном этапе стоит отметить одно. Если эта идея "конечной цели" для индивидуумов начинает звучать знакомо, будьте уверены, что есть веские основания так думать. Сходство между эвдэмонией и такими понятиями, как самореализация Маслоу (1968), действительно широко распространено в психологической литературе.

Аристотелевская эвдэмония

Для эвдэмонии Аристотеля были предложены многочисленные интерпретации, в которых было высказано общее мнение о том, что эвдэмония отражает "стремление к добродетели, совершенству и лучшему в нас". То есть, он считал, что эвдэмония - это рациональная деятельность, направленная на достижение "того, что стоит в жизни".

Там, где Аристотель отличался от Платона и некоторых других мыслителей, он верил в то, что "достаточно" для эвдэмонии. Для последнего добродетели было достаточно для конечного блага - эвдэмонии.

Для Аристотеля добродетель была необходима, но недостаточна. С точки зрения дилетанта, мы не можем просто действовать добродетельно, но должны также иметь намерение быть добродетельными.

Но пока он верит, что счастье и благополучие происходят из того, как мы живем. И это не в погоне за материальным богатством, властью или честью. Скорее, эвдэмоническое счастье - это жизнь и действия, предпринятые в погоне за эвдэмонией.

Также в этот момент вы, вероятно, понимаете, почему некоторые переводы, когда речь заходит об описании философской концепции Аристотеля, утверждают, что они немного сбились с толку.

Там, где рациональная деятельность необходима для достижения конечной цели, такие существа, как растения, которые "расцветают", не отвечают требованиям.