По содержанию устные народные рассказы делятся на былички (мифологические рассказы), бывальщины. «Для всех этих жанров характерна относительно слабая выработанность стилистических средств. Они обычно не рассказываются без внешнего повода и не имеют зачинов и концовок, формально выделяющих их из обыденного речевого потока». Они бытуют в трех формах (выделенных скандинавским фольклористом Карлом фон Сидовым):
- слухи и толки;
- меморат - быличка (рассказы-воспоминания) – устный рассказ, передающий воспоминание рассказчика о событиях, участником или очевидцем которых он был;
- фабулат - бывальщины (сюжетные рассказы, вошедшие в устную традицию) – устный рассказ, основанный на реальных событиях и жизненных наблюдениях, но не являющийся непосредственным их отображением.
В "Указателе сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологических персонажах", составленном С. Г. Айвазян под руководством Э. В. Померанцевой [10], выделяются следующие разделы: А — былички о духах природы, Б — о домашних духах, В — о черте, змее, проклятых. Внутри разделов приводится более дробное деление: AI — Леший, АII —Водяной, AIII — Русалки и т. д. В. П. Зиновьев в "Указателе сюжетов — мотивов быличек и бывальщин" [6] выделяет также: Г — былички о колдунах, ведьмах, покойниках, Д — о кладах, Е — о вестниках судьбы, предзнаменованиях, Ж — о небесных силах.
Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой.
Происхождение.
Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси еще задолго до XVII века. Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале XIX века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. Как пишет об истории термина Э. В. Померанцева, «само слово „быличка“ было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их легкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминам „предание“, „легенда“, „бывальщина“»
Термины «быличка» и «бывальщина» стали известны в народе не позднее, чем в XIX веке. В конце XIX — начале XX вв. бывальщины и былички собирали Д. Н. Садовников, П. С. Ефименко, Н. Е. Ончуков, Д. К. Зеленин, Б. М. и Ю. М. Соколовы, И. В. Карнаухова. Огромное количество мифологических рассказов удалось записать С. В. Максимову.
Более полное изучение быличек началось со второй половины XX века. Э. В. Померанцева предложила чёткое разграничение терминов «быличка» и «бывальщина»: «термин „быличка“ соответствует понятию суеверный меморат… От бывальщины, досюльщины, предания, то есть фабулата… быличка отличается… бесформенностью, единичностью, необобщённостью».
Функционально быличка довольно близка жанру страшилок, т.к. этот жанр используется для познания неведомого и устранения стресса, страха перед нечистой силой, вследствие чего она имеет когнитивно-воспитательную нагрузкуСм. подробнее, напр.: «герои в детских быличках наивны и беспомощны. Девочка, покупающая мороженое, спрашивает у продавца: "Почему у вас такие красные зубы?". Девушка идет на танцы и нарушает бабушкин запрет не танцевать с парнем у которого, "синие зубы". Парень беспечно танцует с девушкой, длинное платье которой скрывает копыта. Однако рассказчики уже великолепно ориентируются в языке многочисленных примет, предсказаний и символов. В наивном персонаже былички ребенок видит себя вчерашнего, еще не владевшего необходимым знанием. Сегодня он уже не сомневается в том, что опасную, враждебную силу можно распознать, а значит возможно и избежать нежелательных контактов с нею».
Объекты непознаваемого и непознанного мира определяют в быличке наличие трагического начала, которое моделируется посредством специфического хронотопа: "в основном события происходят в темноте, вечером, ночью, в тумане, в уединенном, пустынном месте, на кладбище, за горой, в чистом поле"
Мир быличек — таинственный и страшный и, обращаясь к нему, мы, по словам А. Блока, вступаем «в лес народных поверий и суеверий», где нам необходимо «привыкнуть к причудливым и странным существам, которые потянутся к нам из-за каждого куста, с каждого сучка и со дна лесного ручья».
Герои.
Леший – хозяин леса. У него есть жена и дети, он воспитывает проклятых детей и возвращает их в обычную жизнь. С ним можно договориться.
Водяной – опасный персонаж. Встреча с ним приводит к гибели человека. Имеет кожу синего, зеленого цвета.
Русалка – молодая, красивая соблазнительница(на юге) или старая косматая старуха( на севере).
Домовой – семьянин, помогает хозяевам содержать хозяйство в порядке, следит за домашними животными (любит животных одной масти).Требует порядка.
Банник - дух бани в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему оставляли в бане после мытья (воду, мыло, веник).
Полудницы - духи жаркого полудня, настигающие тех, кто работает в поле. Представлялись в виде женских существ в прозрачном платье, похищающих детей в поле.
Черт – популярный герой быличек, содержит в себе зооморфные и антропоморфные черты. Водится черт в нечистых местах, толкает на плохие поступки, связан с природными стихиями. Как правило ходят толпой.. черт всегда опасен для человека.
Колдун (знахарь) – исцеляет болезни, избавляет от сглаза. Колдуны – носители злого начала. Их боятся и стараются дружить с ними. Колдунами становятся, заключив договор с нечистой силой. Перед смертью он должен передать свои способности иначе не найдет успокоения. Опасен и мертвый колдун. В его могилу вбивали кол, от него спасали иголки в одежде, лук, чеснок. Ему соответствовал образ ведьмы.
Образ ведьмы – изменчивый облик, они всегда одиноки, любят шумные сборища.
Мертвецы. Являлись к тем, кто неумеренно оплакивал умерших или к тем, кто звал их в гости. Особенно опасны те мертвецы, которые не похоронены по обряду или умершие насильственной смертью. Такие умершие становятся упырями или вурдалаками.
Персонажи менялись со временем. Главная содержательная часть былички, кульминация - это рассказ, иллюстрирующий "встречу" человека с мифологическим существом, построение которого связано со стремлением рассказчика поразить воображение слушателя. Поэтому кульминации предшествует описание обычных повседневных условий жизни рядового человека, на фоне которых "вдруг", "внезапно" происходит необычная "встреча" со сверхъестественным существом или его проявлениями. Чем реалистичнее, обычнее фон, тем поразительнее "встреча", тем сильнее эмоциональное воздействие.
Заканчивается рассказ либо оценкой события рассказчиком, либо указанием на необходимость выполнения определенной нормы.
Бывальщины - в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика. Перекликается с термином «городская легенда».
В настоящее время нет классификации, которая учитывала бы все особенности суеверных меморатов. Исследователи предлагают различные подходы к изучению данного жанра. Как правило, разнообразный по тематике репертуар быличек и бывальщин фольклористы делят на ряд тематических циклов, где в свою очередь выделяют группы суеверных меморатов. Так, Э. В. Померанцева предлагает классифицировать былички на рассказы:
● о духах природы (о лешем, водяном, полевом, полуднице, русалках),
● о домашних духах (о домовом, баеннике, овиннике, хлевнике),
● о чёрте,
● о волшебных кладах,
● о мертвецах,
● о привидениях,
● о колдунах,
● о нечистой силе.
Другие исследователи предлагают, что бывальщины по жанрам можно разделить на охотничьи, рыбацкие, военные, любовные, о колдунах, видениях и т. д., но такое деление было бы очень условным. В любой группе бывальщин могли оказаться элементы соседней группы и даже не одной, а нескольких, реалистические образы могли чередоваться с фантастическими, поскольку все зависело от таланта рассказчика, обстоятельств во время импровизации и от состава слушателей.