К концу XIX века, строительный бум, охвативший город, стал стихать. Однако, к тому времени уже 98% домов сдавались в аренду. Оно и понятно: в строительство вкладывались все, у кого были деньги. Поэтому 88% владельцев домов были людьми с известными именами, к остальной же части относились промышленные товарищества, благотворительные общества и даже церкви.
Тем ни менее, бывшие крестьяне, после отмены крепостного права, стали съезжаться в город со всех уголков страны (численность: 1860 - 506600; 1890 - 954400), а для арендодателей, которые отдавали в казну города налог в 10% и имели ряд обязательств за владение домом в черте города, выпускались специальные издания, которые помогали "озолотить руку". В таких журналах как "Наше жилище", "Домовладелец", "Хозяйственный строитель" публиковались примеры типовых договоров, распоряжения властей и печатались различные советы.
Недаром первые бюрократические преступления в России были замечены именно в Петербурге: в доходном доме по адресу Невский 79, где жильцам, снимавшим комнату на сутки, подсовывали на подпись договор об аренде на месяц, а поскольку тогда их особо никто не читал, то все легко подписывались на документе. Обманутых было крайне много, но со стороны закона все было чисто.
До самой революции город делился на арендателей и арендаторов, между которыми назревала классовая война, а в начале ХХ века в городе уже стали образовываться кооперативы, такие например как "Петербургский союз квартиронанимателей".
Все стихло после 1917 года, когда все доходные дома стали государственными, а квартиры были "распилены" на комнаты и отданы всем нуждающимся.