Найти тему

НЕМНОГО ГОВОРЯ - ОБ ОТЛИЧИИ ШЕКСПИРА ОТ СОФОКЛА

.

Как интересно заметил Отто Людвиг, Шекспир в том отношении нов и уникален, что все персонажи и герои его пьес мыслят вслух, включая и Гамлета с его знаменитым монологом "быть или не быть." Можно даже найти, что все монологи его героев – лишь часть того, что озвучивает Шекспир устами своих же героев. Это нельзя отнести - к греческим трагикам, чьи герои скорее декламируют что- то, выражают какую-то истину, чем мыслят вслух. Это неудивительно, даже греческая поэзия была неразрывно связана с голосом, и с чтением вслух (как заметил и Ницше, греки редко читали стихи про себя, в отличие от подавляющего числа современных читателей) – чем греческая поэзия и противоположна иероглифной поэзии японской, как поэзией письма , а не для чтения вслух. В этом отношении, можно сказать, что греческая поэзия, в чем- то, даже сродни поэзии Маяковского, рассчитанного на голос, как сказать и то, что понимание языка как Письма , (как понимал язык Деррида), предшествующего устному слову, и даже определяющего устную речь, а не наоборот, как казалось Руссо, с которым Деррида полемизировал, грекам была совершенно чужда. Ибо, традиция языка, как письма – традиция не греческая, а библейская.