Дорогой моей маме, Липской Людмиле Павловне посвящаю…
Случилось это в холодный ноябрьский день далёкого 1943… Около двух с половиной лет к тому времени была многострадальная Белоруссия [устаревшее название страны] в оккупации.
В маленькой деревушке Бечи, что на Гомельщине, жила бедная крестьянская семья. Глава семьи Павел в Красную Армию призван не был. Полученная на лесосплаве незадолго до начала войны травма позвоночника практически до конца жизни приковала его к постели. Часть тяжёлого деревенского труда легла на хрупкие плечи жены Анны. Как могли растили и воспитывали, родившихся до войны, пятерых дочерей и сына.
Ещё с вечера, укладываясь спать, слышали они издалека доносящуюся артиллерийскую канонаду. Знали от партизан о приближении наших войск. Ждали скорого освобождения.
Глубокой ночью семья проснулась от настойчивого стука в дверь. В избу ворвались немецкие солдаты. Разбудили всех и, не давая опомниться, вытолкали на улицу. А там погнали дальше, мимо колонны машин и мотоциклов, в ближайший лес. Под звуки беспорядочной стрельбы сгоняли туда всех оставшихся в деревне стариков, женщин, детей. Стояли они в снегу растерянные, полураздетые: «Ну вот и пришёл наш конец света, расстреляют сейчас…». Не расстреляли… А избы все подожгли…
Согнувшись, опираясь на свой костыль, стоял и рыдал Павел: «Мила, доченька, беги в хату… Семён там… Ты – дитя ещё, может, не застрелят…». Миле было одиннадцать, Семёну – четыре. На руках у мамы — двухгодовалая Нина.
Так и не знаем теперь, почему Семён дома оказался? То ли спал и в суматохе не успели его забрать, то ли родители спрятали на печи – на расстрел ведь шли…
На всю жизнь запомнила Мила автоматные очереди над головой и лающие выкрики немецкой брани вслед. Стрелой промчалась она к горящему уже дому, забежала в открытую дверь, стащила с печи плачущего, ничего не понимающего Семёна, по пути похватала какие были онучи в сенях и бегом обратно, через колонну немецкой техники, к родителям…
Прав оказался Павел – спаслись дети. Как будто рука бога отвела в сторону дула стреляющих фашистских автоматов.
Стояли жители деревни, смотрели на догорающие избы и плакали… Страшным оказался тот день для сельчан – застрелили многих. За всю оккупацию столько не погибло. А на следующий день пришли наши. Из леса вернулись те, кто скрывался в партизанском отряде. Помогли наспех соорудить бараки и землянки…
Но это уже совсем другая история…
Вся семья Павла выжила в ту страшную войну. Дети выросли, повзрослели, разъехались по большой, необъятной Родине. Создали свои семьи, нарожали детей, продолжая род скромного белорусского крестьянина.
Из участников той истории в живых сегодня только Людмила Павловна Липская, та самая героиня моего рассказа Мила. Ей 87 лет. Живёт в одном из аулов целинного Казахстана, куда переехала большая часть семьи. Живёт и радуется за большой и многонациональный род Павла Адамовича Якубовского, насчитывающий сегодня 120 человек.
- Думаю, счастлив был бы и он, если бы увидел молодых и здоровых, красивых и перспективных белоруску Луизу Сушевич, татарина Руслана Нурманова, узбечку Азизу Атаджанову, русского Ваню Кошкина, украинку Ксению Атамась, чеченца Ахмеда Саламова, армянку Кристину Акопян, казаха Искандера Бутумбаева…
Спасибо вам, родители.
Жизнь продолжается.
Автор: Липский А.Г. город Тольятти 2020 г.
РАНАК