Найти в Дзене
Mitya

Какое из трех качеств ума наиболее доминирующее?

Перевод https://www.swamij.com/witnessing.htm#whichthreequalities

Три гуны или качества: Ум обладает одним из трех качеств (три гуны), которые преобладают. Эти три качества связаны с умом в целом, а также с конкретными образами мышления:

  1. Тамас, статичный, неподвижный, инертный: Отрицательные аспекты включают тяжесть, порок, невежество, тупость, застой или ступор. Положительные аспекты включают стабильность и надежность.
  2. Раджас, или активный, деятельный, движущийся: Побуждающий к деятельности, которая может быть негативной, беспокоящей, отвлекающей формой энергии или позитивной деятельностью, преодолевающей инерцию.
  3. Саттва, просветленный, светлый, духовный. По мере того, как завеса двух других постепенно убирается, приходит добродетель, высшая мудрость, отсутствие вожделения и мастерство.

Развивайте саттвический или просветленный ум, позволяя Тамасу принести стабильность, и раджас, чтобы принести позитивные действия.

Что делать:

Развивайте саттвический ум: Нам необходимо развивать саттвическое или просветленное состояние ума, а не ум, наполненный инертностью или негативной деятельностью. Говорят, что три гуны являются строительными блоками вселенной и в то же время являются качествами более грубых уровней реальности. Например, можно есть больше саттвической пищи в качестве помощи для медитации или создать саттвическую среду. Здесь мы говорим о культивировании образов саттвической мысли.

Обратите внимание, какая из трех гун является преобладающей: Здесь нам необходимо просто заметить состояние ума в обычном ощущении его типа направленности. Это очень просто. Ум и его мысли могут быть наполнены тяжестью (тамас), наполненной отвлекающей деятельностью (раджас), или он может быть наполнен светлой или духовной легкостью (саттвой).

  • Если тяжелый или инертный: Если ум тяжелый или инертный, нам необходимо привнести активные действия, чтобы мы могли приблизиться к светлому, чистому состоянию ума.
  • Если сверхактивен или непослушен: Если ум чрезмерно активен или непослушен в негативном ключе, то нам необходимо, позволить этим состояниям пройти, чтобы трансформироваться в ясность и озарение.
  • Если понятно и ясно: Если ум находится в ясном, чистом или саттвическом состоянии, нам необходимо мягко поддерживать это состояние ума.

Развивайте саттвические мысли и эмоции: В любом случае мы хотим культивировать отдельные мысли и эмоции, которые саттвичны по своей природе, являются духовными, ясными или просветленными. Для этого полезно заметить тамасические и раджасические мысли, чтобы они могли быть преобразованы в саттвические мысли. Речь идет не о подавлении мыслей тамаса или раджаса, а о том, чтобы позитивно выделить саттвичность.

  • Например, если преобладает тамас , тогда мысли могут быть тяжелыми или негативными. Однако, когда доминирует саттва, тогда тамас обеспечивает стабильность, что полезно.
  • Если Раджас доминирует, тогда мысли могут быть тревожными или скачущими. Однако если доминирует саттва, то раджас - это сила, которая приводит полезные мысли в позитивное действие, а тамас оказывает стабилизирующее воздействие.

Это не хорошо или не плохо: При рассмотрении того, какие из гун самые сильные в кокретной мысли или мыслительном процессе, может показаться, что саттва «хороша», а тамас и раджас «плохи». Это не так. Важен баланс Гун и какая из них является доминирующей. В дополнение к возможным негативным аспектам, Раджас также является положительной движущей силой для принятия мер, а Тамас - стабилизирующей силой. Они одинаково полезны.

Позвольте доминировать саттве: Для медитации саттва - это гуна, которая в обчении должна доминировать, позволяя раджасу и тамасу оказывать незначительное влияние.

Читать далее Является ли рассматриваемая мысль приукрашенной или нет?