Перевод https://www.swamij.com/witnessing.htm#whichthreequalities
Три гуны или качества: Ум обладает одним из трех качеств (три гуны), которые преобладают. Эти три качества связаны с умом в целом, а также с конкретными образами мышления:
- Тамас, статичный, неподвижный, инертный: Отрицательные аспекты включают тяжесть, порок, невежество, тупость, застой или ступор. Положительные аспекты включают стабильность и надежность.
- Раджас, или активный, деятельный, движущийся: Побуждающий к деятельности, которая может быть негативной, беспокоящей, отвлекающей формой энергии или позитивной деятельностью, преодолевающей инерцию.
- Саттва, просветленный, светлый, духовный. По мере того, как завеса двух других постепенно убирается, приходит добродетель, высшая мудрость, отсутствие вожделения и мастерство.
Развивайте саттвический или просветленный ум, позволяя Тамасу принести стабильность, и раджас, чтобы принести позитивные действия.
Что делать:
Развивайте саттвический ум: Нам необходимо развивать саттвическое или просветленное состояние ума, а не ум, наполненный инертностью или негативной деятельностью. Говорят, что три гуны являются строительными блоками вселенной и в то же время являются качествами более грубых уровней реальности. Например, можно есть больше саттвической пищи в качестве помощи для медитации или создать саттвическую среду. Здесь мы говорим о культивировании образов саттвической мысли.
Обратите внимание, какая из трех гун является преобладающей: Здесь нам необходимо просто заметить состояние ума в обычном ощущении его типа направленности. Это очень просто. Ум и его мысли могут быть наполнены тяжестью (тамас), наполненной отвлекающей деятельностью (раджас), или он может быть наполнен светлой или духовной легкостью (саттвой).
- Если тяжелый или инертный: Если ум тяжелый или инертный, нам необходимо привнести активные действия, чтобы мы могли приблизиться к светлому, чистому состоянию ума.
- Если сверхактивен или непослушен: Если ум чрезмерно активен или непослушен в негативном ключе, то нам необходимо, позволить этим состояниям пройти, чтобы трансформироваться в ясность и озарение.
- Если понятно и ясно: Если ум находится в ясном, чистом или саттвическом состоянии, нам необходимо мягко поддерживать это состояние ума.
Развивайте саттвические мысли и эмоции: В любом случае мы хотим культивировать отдельные мысли и эмоции, которые саттвичны по своей природе, являются духовными, ясными или просветленными. Для этого полезно заметить тамасические и раджасические мысли, чтобы они могли быть преобразованы в саттвические мысли. Речь идет не о подавлении мыслей тамаса или раджаса, а о том, чтобы позитивно выделить саттвичность.
- Например, если преобладает тамас , тогда мысли могут быть тяжелыми или негативными. Однако, когда доминирует саттва, тогда тамас обеспечивает стабильность, что полезно.
- Если Раджас доминирует, тогда мысли могут быть тревожными или скачущими. Однако если доминирует саттва, то раджас - это сила, которая приводит полезные мысли в позитивное действие, а тамас оказывает стабилизирующее воздействие.
Это не хорошо или не плохо: При рассмотрении того, какие из гун самые сильные в кокретной мысли или мыслительном процессе, может показаться, что саттва «хороша», а тамас и раджас «плохи». Это не так. Важен баланс Гун и какая из них является доминирующей. В дополнение к возможным негативным аспектам, Раджас также является положительной движущей силой для принятия мер, а Тамас - стабилизирующей силой. Они одинаково полезны.
Позвольте доминировать саттве: Для медитации саттва - это гуна, которая в обчении должна доминировать, позволяя раджасу и тамасу оказывать незначительное влияние.
Читать далее Является ли рассматриваемая мысль приукрашенной или нет?