Найти тему
Злой дядька

Загадка на стене храма

В 1961-65 годах в церкви Бориса и Глеба в Новогрудке в Белоруссии, при раскопках восточной части южного притвора храма было собрано большое количество фрагментов фресковой штукатурки XII в. с достаточно большим числом удовлетворительно сохранившихся граффити, судя по палеографическим особенностям, относящихся к XII в.

В Великом Новгороде ещё в 1960-е собирали фрески из кусочков обвалившейся штукатурки. Первым храмом, где реставраторы восстановили до какой-то степени фрески, была церковь Спаса на Ковалёве, почти полностью разрушенная во время Великой Отечественной войны. При обстрелах штукатурка осыпалась, после войны её собрали, а потом реставраторы под руководством Александра Петровича и Валентины Борисовны Грековых, прикладывая один кусочек к другому, восстанавливали то, что было.

Новгородские реставраторы так же работали и с кусочками из Новогрудка. Шесть фрагментов дали такой кусок:

Надпись из церкви Бориса и Глеба в Новогрудке. Фото и прорись
Надпись из церкви Бориса и Глеба в Новогрудке. Фото и прорись

Текст надписи таков:

двоичи роженъ въ портъ
теплъ а нѣ оучивъ сѧ на ча
сы п(ое)ть

Древнерусское двоичи ‘дважды’ перешло в белорусское двойчы, а также в некоторых русских диалектах в двойчи и двойчь.

Перевод: "Дважды рожден в теплую одежду; а не учившись, часы отпевает".

На современном русском языке эта загадка звучит так:
"Два раза родился, в школе не учился, а время знает".

Читатели наверняка уже догадались, что речь идёт по петуха, который сначала родился в тёплом яйце, а вылупившись, был покрыт пухом.

Но почему же загадка оказалась на стене храма? Оказывается, очень похожая загадка есть в богословском тексте, "Беседе трёх святителей":

“Въпрос. Кый пророкъ двою родился?
Толк. Куръ.
Первое, курица яйце снесла. Изъ яйца, второе, вылупился, то естъ родился. А пророкъ есть, свѣт повѣдаеть людѣмъ рано"

Интересно, что на стене храма написана не только загадка, но и ответ к ней. Точнее, ответ - это почти анаграмма к одному из слов загадки:
теплъ - пѣтьлъ.

Анаграмма как способ кодирования отгадки - частый и древний принцип построения загадок, присутствие её в нашей загадке кажется вполне естественным. Наверное, ради неё и появилась в загадке тёплая одежда, ведь в других версиях загадки тёплой одежды нет.

Кстати, пѣтел как название петуха редко встречается у восточных славян, но широко представлено в болгарских и сербских говорах. Означает ли это, что писавших имел южнославянское происхождение? Или он просто прочитал много книг, пришедших на Русь из Византии?

При написании текста автор активно пользовался статьёй
А. А. Гиппиус, С. М. Михеев.
"
Две древнерусские загадки XII–XIII веков из Новгорода и Новогрудка".
Храм і люди: Збірка статей до 90-річчя з дня народження Сергія Олександровича Висоцького. Київ, 2013. С. 81–89.