В России единственный подземный трамвай циркулирует по улицам Волгограда. Про него позавчера я опубликовала отдельную статью, где в комментариях очень многие вспомнили еще один подземный трамвай. Украинский скоростной трамвай в городе Кривой Рог.
Интересно сравнить эти два проекта, поскольку оба строились в одно и тоже время и на территории тогда еще единой страны - СССР.
Год постройки
Волгоградский трамвай был открыт в ноябре 1984 года, криворожский на 2 года позже - в декабре 1986.
Архитектура подземных станций
И российские и украинские станции построены в стиле советского модернизма. Этот стиль характеризуется пропагандой демократических идей и минималистических форм, функциональными планировками и работой с новейшими технологическими достижениями.
Простота, рациональность, открытость - понятия к которым обыкновенно прибегают в описании модернизма. "Хрущевская оттепель" и большая экономия мах очистили от излишеств подземные дворцы, отняв у них былую пышность. "Нет типовому проекту, война облицовкам и декору!" - с такими лозунгами приступали к работе над проектами.
Глубокое заложение исключено, поскольку требует колоссальных экономических затрат. На смену эскалаторам приходят обычные лестницы. Конечно, зодчим не хотелось мириться с однообразием. Они искали варианты мрамора для колонн, плитки для путевых стен, рисунок гранита для пола.
Почему именно здесь?
Волгоград и Кривой Рог очень похожи. Оба города вытянуты, оба являются промышленными центрами. Людям нужно было быстро добираться на работу и с работы. Скоростной трамвай стал идеальным решением, как для одного, так и для другого региона.
Проекты были одобрены советской властью и КПСС приняло решение: подземным трамваям быть! На генеральном плане развития Тулы от 1971 года был предусмотрен скоростной трамвай. Основная часть была наземная, но присутствовали и подземные участки. Во Львове трамвай планировался и не только на бумаге. Были проведены исследовательские работы и начали бурить отверстия.
К сожалению, в конце 1980-х страна погружается в экономический кризис, а 25 декабря 1991 года СССР перестает существовать.
Перспективы "роста" в метро
Низкопольные платформы очень похожи между собой. Тут начинается главное отличие: если волгоградские платформы изначально закладывалась с возможностью адаптации в платформу метро, то криворожские платформы никогда к этому не стремились.
Все дело в тоннелях. В Кривом Роге они были спланировали и реализованы именно под габариты трамвая, и переделать их под поезда метро практически невозможно.
Тоннели - это техническая сторона вопроса, но не самая главная. Главное, что метро украинскому городу просто не нужно. По данным википедии, население города составляет 624 579 человек (2019 год) и, к сожалению, уменьшается. Трамвай прекрасно справляется со своими функциями, в то время как метрополитен будет ежемесячно "съедать" огромное количество бюджетных денег.
Подвижной состав
Главное отличие здесь - односторонние трамваи. В Волгограде практически полностью обновлен парк на двусторонние вагоны, в Кривом Роге такого нет. Поэтому построено целых четыре разворотных тупика, а трамваи вынуждены делать весьма причудливые траектории.
Трамвайный парк и там и там обновляется. В Волгограде, как писали жители города, старых Татр осталось мало, в Кривом Роге, в основном Татры, но уже нового поколения. Выглядят, на мой взгляд, очень красиво.
Обособление
Если насчет Волгограда я сетовала на неполное обособление от проезжей части, то в Кривом Роге пересечений с дорогой не наблюдается. Зато, к сожалению, систему скоростного трамвая фактически соединили с системой обычного трамвая. Скоростной трамвай может выезжать на рельсы обычного и обратно. Соединение сделано у станции трамвая «Кольцевая».
Если мы посмотрим на схему скоростного трамвая, то, например, маршрут 3М – это уже полускоростной трамвай (почему-то не удалось найти схему, где есть маршрут 4М).
Чем это плохо? Скоростной трамвай теряет свое основное преимущество и стоит в пробках, более того, он задерживает старые маршруты, которые по необособленным путям не ходят. Другой важный момент - системы городского и скоростного трамваев все же несколько отличаются с технической точки зрения, что может привести к скорой порче подвижного состава метротрама.
Заключение
Свои умозаключения по волгоградскому трамваю я писала в прошлой статье, а вот криворожскому стоит определиться, кто он есть и в каком направлении развиваться.
Если это скоростной трамвай, то нужно переделать присоединенные ветки обычного трамвая по стандартам скоростного. Вдобавок, нужно закрыть невостребованные станции в чистом поле (они просто тянут деньги из бюджета) и продлить пути до густонаселенных районов в северной части города.
Другие статьи канала:
1. Трамвай VS Метро
2. Трамвай VS Маршрутка
3. Кабина вагоновожатого. Современный трамвай VS трамвай старого поколения
4. Север VS Юг