Найти тему

Волгоград VS Кривой Рог. Сравнение подземных трамваев

Оглавление

В России единственный подземный трамвай циркулирует по улицам Волгограда. Про него позавчера я опубликовала отдельную статью, где в комментариях очень многие вспомнили еще один подземный трамвай. Украинский скоростной трамвай в городе Кривой Рог.

Интересно сравнить эти два проекта, поскольку оба строились в одно и тоже время и на территории тогда еще единой страны - СССР.

Год постройки

Волгоградский трамвай был открыт в ноябре 1984 года, криворожский на 2 года позже - в декабре 1986.

ПРОСПЕКТ МЕТАЛЛУРГОВ (Кривой Рог). Фото Vladislav Prudnikov
ПРОСПЕКТ МЕТАЛЛУРГОВ (Кривой Рог). Фото Vladislav Prudnikov

Архитектура подземных станций

И российские и украинские станции построены в стиле советского модернизма. Этот стиль характеризуется пропагандой демократических идей и минималистических форм, функциональными планировками и работой с новейшими технологическими достижениями.

Простота, рациональность, открытость - понятия к которым обыкновенно прибегают в описании модернизма. "Хрущевская оттепель" и большая экономия мах очистили от излишеств подземные дворцы, отняв у них былую пышность. "Нет типовому проекту, война облицовкам и декору!" - с такими лозунгами приступали к работе над проектами.

Глубокое заложение исключено, поскольку требует колоссальных экономических затрат. На смену эскалаторам приходят обычные лестницы. Конечно, зодчим не хотелось мириться с однообразием. Они искали варианты мрамора для колонн, плитки для путевых стен, рисунок гранита для пола.

Почему именно здесь?

Волгоград и Кривой Рог очень похожи. Оба города вытянуты, оба являются промышленными центрами. Людям нужно было быстро добираться на работу и с работы. Скоростной трамвай стал идеальным решением, как для одного, так и для другого региона.

Проекты были одобрены советской властью и КПСС приняло решение: подземным трамваям быть! На генеральном плане развития Тулы от 1971 года был предусмотрен скоростной трамвай. Основная часть была наземная, но присутствовали и подземные участки. Во Львове трамвай планировался и не только на бумаге. Были проведены исследовательские работы и начали бурить отверстия.

К сожалению, в конце 1980-х страна погружается в экономический кризис, а 25 декабря 1991 года СССР перестает существовать.

ДЗЕРЖИНСКАЯ (Кривой Рог). Наземная станция
ДЗЕРЖИНСКАЯ (Кривой Рог). Наземная станция

Перспективы "роста" в метро

Низкопольные платформы очень похожи между собой. Тут начинается главное отличие: если волгоградские платформы изначально закладывалась с возможностью адаптации в платформу метро, то криворожские платформы никогда к этому не стремились.

Перегон ПРОФСОЮЗНАЯ-ПИОНЕРСКАЯ (Волгоград). Фото Герман Муромцев
Перегон ПРОФСОЮЗНАЯ-ПИОНЕРСКАЯ (Волгоград). Фото Герман Муромцев

Все дело в тоннелях. В Кривом Роге они были спланировали и реализованы именно под габариты трамвая, и переделать их под поезда метро практически невозможно.

Кривой Рог. Фото wikimapia.org
Кривой Рог. Фото wikimapia.org

Тоннели - это техническая сторона вопроса, но не самая главная. Главное, что метро украинскому городу просто не нужно. По данным википедии, население города составляет 624 579 человек (2019 год) и, к сожалению, уменьшается. Трамвай прекрасно справляется со своими функциями, в то время как метрополитен будет ежемесячно "съедать" огромное количество бюджетных денег.

Подвижной состав

Главное отличие здесь - односторонние трамваи. В Волгограде практически полностью обновлен парк на двусторонние вагоны, в Кривом Роге такого нет. Поэтому построено целых четыре разворотных тупика, а трамваи вынуждены делать весьма причудливые траектории.

Трамвайный парк и там и там обновляется. В Волгограде, как писали жители города, старых Татр осталось мало, в Кривом Роге, в основном Татры, но уже нового поколения. Выглядят, на мой взгляд, очень красиво.

Tatra K3R-N (Кобра). Простенький, по сравнению с Витязем, но красивый трамвай. Самое главное, что это уже "Доступная среда", обновленный салон и бОльшая вместимость.
Tatra K3R-N (Кобра). Простенький, по сравнению с Витязем, но красивый трамвай. Самое главное, что это уже "Доступная среда", обновленный салон и бОльшая вместимость.

Обособление

Если насчет Волгограда я сетовала на неполное обособление от проезжей части, то в Кривом Роге пересечений с дорогой не наблюдается. Зато, к сожалению, систему скоростного трамвая фактически соединили с системой обычного трамвая. Скоростной трамвай может выезжать на рельсы обычного и обратно. Соединение сделано у станции трамвая «Кольцевая».

Если мы посмотрим на схему скоростного трамвая, то, например, маршрут 3М – это уже полускоростной трамвай (почему-то не удалось найти схему, где есть маршрут 4М).

Схема криворожского скоростного трамвая. Дизайн очень напоминает схему метро
Схема криворожского скоростного трамвая. Дизайн очень напоминает схему метро

Чем это плохо? Скоростной трамвай теряет свое основное преимущество и стоит в пробках, более того, он задерживает старые маршруты, которые по необособленным путям не ходят. Другой важный момент - системы городского и скоростного трамваев все же несколько отличаются с технической точки зрения, что может привести к скорой порче подвижного состава метротрама.

Маленькую кошку корми котлетой, 
Маленькую кошку большой котлетой.
Кошка будет сытой и довольной,
И Вселенная станет совершенней.
Маленькую кошку корми котлетой, Маленькую кошку большой котлетой. Кошка будет сытой и довольной, И Вселенная станет совершенней.

Заключение

Свои умозаключения по волгоградскому трамваю я писала в прошлой статье, а вот криворожскому стоит определиться, кто он есть и в каком направлении развиваться.

Если это скоростной трамвай, то нужно переделать присоединенные ветки обычного трамвая по стандартам скоростного. Вдобавок, нужно закрыть невостребованные станции в чистом поле (они просто тянут деньги из бюджета) и продлить пути до густонаселенных районов в северной части города.

Другие статьи канала:
1. Трамвай VS Метро
2. Трамвай VS Маршрутка
3. Кабина вагоновожатого. Современный трамвай VS трамвай старого поколения
4. Север VS Юг
Картинка обложки ради. У Дзена очень странные алгоритмы. Все время приходится танцевать с бубном))
Картинка обложки ради. У Дзена очень странные алгоритмы. Все время приходится танцевать с бубном))