Найти тему
История и искусство / Artifex

Город засыпает, просыпается Джон Гримшоу

Усаживайтесь поудобнее, берите любимый плед и чашечку зелёного чая с молоком. Сегодня мы отправляемся в старую добрую Англию в гости к Сэру Джону Эткинсону Гримшоу - живописцу Викторианской эпохи, мастеру сумеречных и лунных городских пейзажей.

Этот человек разрушил два старых, как мир, стереотипа: "художник должен быть голодным" и "настоящий талант признается после смерти его обладателя". Кроме того, на своем примере он показал, что художник может стать великим и без академического образования.

Старый Челси

Его жизнь началась крайне банально и даже скучно. Родился в 1836 году в обычной бедной семье, получил заурядное имя Джон, в молодости устроился клерком в железнодорожную компанию и женился на двоюродной сестре. Его история могла закончиться так же неинтересно, как и началась, и сейчас вы бы не читали о нем, да и самой статьи тоже бы не было. Возможно, Гримшоу и сам это понимал и не хотел для себя участи типичного англичанина, о котором забудут сразу после его смерти. Потому он бросил работу в конторе, не сулившую ему сказочных перспектив, но приносившую стабильный доход, и пустился на поиски своего предназначения в живописи. Думаю, не стоит говорить, как отреагировали родители, узнав о столь безрассудном решении сына. Они были в бешенстве. Но размолвка с семьёй не остановила творческих порывов новоявленного художника.

Дела не сразу пошли в гору. У Гримшоу не было академического образования, да и на первых порах он имел смутное представление о своих сильных сторонах. Он начал с изображения птиц, натюрмортов с цветами и фруктами, а также с написания портретов. На этих картинах разных лет можно проследить, как с опытом совершенствовались навыки художника.

  Дневной сон, 1877
Дневной сон, 1877
Прекрасная Элейн, 1864
Прекрасная Элейн, 1864
Женщина в классическом интерьере, 1874.
Женщина в классическом интерьере, 1874.

Кто знаком с историей искусства, тот знает, что в первой трети 19 века появилась фотография. В отличие от многих художников-реалистов, которые видели угрозу своему творчеству в этом изобретении, Гримшоу не противился прогрессу. Наоборот, он нашел способ использовать новшество для создания своих картин. С помощью камеры-обскуры он создавал проекцию изображения на холст, что позволяло ему раз за разом повторять одну и ту же композицию. И это за век до появления поп-арта!

На этом эксперименты художника не закончились. Он научился смешивать необычные ингредиенты, например песок, с краской, чтобы получать неповторимые эффекты на своих полотнах.

И все же широкая публика знает Гримшоу прежде всего как пейзажиста темного времени суток. Удивительны в его исполнении сумеречные, вечерние, ночные и лунные виды улиц английских городов.

Парк-Роу, Лидс.

Соблюдая свой неповторимый стиль, художник обращался и к ранее написанным соотечественниками сюжетам. Посмотрите на его Леди Шалот. Это переосмысление более ранней картины Уотерхауса, но с совершенно другой атмосферой.

  Джон Уильям Уотерхаус, Леди Шалот
Джон Уильям Уотерхаус, Леди Шалот
Джон Эткинсон Гримшоу, Леди Шалот.
Джон Эткинсон Гримшоу, Леди Шалот.

В более поздних работах Гримшоу изображал мифических существ, на написание которых его вдохновляли стихотворения Лонгфелло и Теннисона.

  Айрис
Айрис
Дух ночи
Дух ночи

Художник пользовался бешеной популярностью у современников. Только вышедшие из-под пера мастера картины мигом раскупались ценителями искусства со всей Англии. Неудивительно, что большая часть его работ осталась в частных коллекциях, и лишь пять работ были представлены в экспозиции Королевской академии художеств.

О личной жизни, внутренних терзаниях, моральных ценностях и ориентирах Сэра Джона Эткинсона Гримшоу известно немногое. После себя он не оставил каких-либо записок и мемуаров. Но разве это так важно? Ведь о художнике говорят его картины, а уж им точно есть, что сказать зрителю.

Автор: Александра Шилова