Толик гладил толстого рыжего кота, сидя на диване. Животное вяло урчало. На подлокотнике лежал роман Ивана Гончарова «Обломов».
«Я дома», - хлопнула дверь в прихожей. Вася (так звали кота) подскочил и рванул встречать второго хозяина. Толик побрёл за ним
- Что-то ты сегодня хмурый, - Бобик выудил из пакета упаковку сосисок, - Несчастный даже
- А что такое вообще счастье?
Бобик внимательно посмотрел на Толика, а после пожал плечами и хмыкнул:
- Сосиски, например
- Что?
- Сосиски, говорю. Обыкновенные. Вон, посмотри, как лопает, - Бобик указал на кота, с удовольствием жевавшего полуфабрикат, - а что это ты о счастье задумался?
- Да так… Вот скажи мне, разве Обломов был счастлив?
Бобик поднял с пола пакеты. Их оказалось два.
- Определённо был
- То есть лежание на диване, деградацию и болезни ты называешь счастьем?
- Я нет, - Бобик тихо крякнул, поставив пакеты на кухне, - а вот Обломов – да. Присядь.
Толик сел напротив Бобика на табуретку.
«Вот смотри, я прекрасно понимаю, что для тебя жизнь Обломова – мука и кара небесная. Однако Илья Ильич был доволен своим малоподвижным и бесперспективным существованием. Его не интересовали путешествия и книги. Знаю, знаю, ты возразишь – напомнишь о его молодости. Но! Люди меняются с возрастом, Толик. Сильно меняются»
- Говоришь так, будто Обломов – старик. Да и тем более, как же время, проведённое с Ольгой?
«Хороший вопрос. Дело в том, что тогда Обломов не любил, нет. Он был… влюблён. А эти вещи сильно разнятся, поверь мне. Так вот, Илью Ильича переполняли силы, чувства, эмоции. С точки зрения биологии это простое повышение количества некоторых гормонов, отвечающих за уровень нашей активности. Вот и всё. Время прошло, гормоны поутихли, и Обломов снова стал сам собой, хотя на деле никогда не менялся»
- То есть он…
- Всегда был и будет таким мягким и излишне домашним человеком. Его так воспитали, понимаешь? Вспомни Обломовку
Толик мечтательно прикрыл глаза и усмехнулся:
- Рай на земле
- Для ленивых, праздных и легкомысленных людей
- А почему Обломов всё-таки был счастлив?
- Потому что имел всё, что хотел. Он получил свою идеальную Обломовку, живя с Агафьей Матвеевной, крутящейся вокруг своего «барина». Илья Ильич жил без тревог и труда, жизненных потрясений. Тихо и мирно. А главное спокойно. Спокойствие – самое важное, что дала Обломову Агафья Матвеевна. В отличие от взбалмошной и активной Ольги, чья душа вечно куда-то рвалась.
- А детство?
- А что детство? Тогда все резвятся и проказничают, хотя конечно, окажись Илья Ильич в другой атмосфере, с другим окружением, он, быть может, и вырос бы активным и инициативным человеком. Но вернёмся к вопросу о счастье. Скажи, в чём оно заключается для тебя?
Толик задумчиво почесал затылок
- Ну, деньги лишними никогда не будут
- Нет, нет, нет, я не о том. Есть ли что-то, о чём ты мечтаешь?
- Да
- И ты был бы счастлив, осуществись твоя мечта?
- Само собой
- Вот! Обломов же счастлив именно по этой же причине: он осуществил свою мечту – получил жизнь как в Обломовке. А проблема в понимании этого счастья кроется в другом: в разных представлениях об этом явлении. В разных человеческих ценностях. Как-то так…
Бобик начал разбирать пакеты. Толик долго сверлил друга взглядом, а потом спросил:
- И ты так счастье каждого героя понимаешь?
- Нет, конечно. Например, я абсолютно без понятия, почему Наташа Ростова счастлива замужем за Пьером. Из живой девушки, в которой бурлит энергия, превратиться в абсолютное спокойствие, не знаю. Всё же у нас с ней, видимо, слишком разные ценности….
Шорох пакетов долго нарушал должную тишину позднего вечера среды. Наконец закончив со всеми делами, Толик вернулся в комнату, взял в руки «Обломова» и закрыл книгу.