✍️ «Старшая 15 лет больше стала идти на контакт, и некоторые дела стала делать с первого раза!»
✍️ «Реакция от ребёнка была такая открытая! Он говорил - я слушала, и даже, я говорила - он слушал!»
✍️ «В итоге я узнала, что беспокоит ребенка, а также маленькая победа в том, что и на следующий день она делится новостями.»
✍️ «Разговаривали о том, что он начинает какое-то дело и не доводит его до конца. На следующий день сам пришел ко мне со словами, что знает причину.»
✍️ «В итоге она пропала минут на 30 и, вернувшись, уже была причесанной и чистыми зубами, радостно сообщив что она ещё и кровать заправила!»
Вот такие простые, важные и долгожданные чудеса происходят с участницами квеста «ПОДРОСТОК: понять и повлиять». После задания про молчание.
И это же задание породило вопросы:
✍️ «Я уже пробовала молчание: и про уборку отстала, и про уроки не теребила, и инет не трогала....Н мне кажется, что мое молчание ОООЧЕНЬ устраивает моего сына! Наконец то от него отстали и не мешают по тихому уходить в себя и деградировать.»
✍️ «Я пробовала молчать занимаясь своими делами, этот способ не работает! Только сидя рядом я начала его сильно напрягать.»
✍️ «Молчать в разговоре мне нелегко, это как бы заканчивает беседу. И ребенок тут же переключается на другие дела...»
✍️ «Мы с дочкой в очередной раз поссорились. И я молчу уже 6 день. Ее это вполне устраивает. Никакого рвения исправить ошибки, извиниться за обидные слова нет.»
✍️ «Да, молчание - это хорошо, но всё таки не всегда и не во всём срабатывает, но надо пробовать и учиться.»
✍️ «С молчанием не смогла. Минуты две от силы. Сын требовал от меня ответ на свой вопрос, смотрел в глаза. Пришлось включиться в беседу))»
Так как же нужно молчать, чтобы ребенок уже наконец сделал уроки, почистил зубы или признал свою вину?
Никак. Увы.
- Уйти в другую комнату и молча ожидать, что в ребенке проснется совесть – не сработает.
- Молчать неделю в надежде, что он приползет вымаливать прощение – тоже.
- Молчать, сидя рядом и напрягая своим присутствием (стоять над душой) – так себе вариант.
- Молчать о проблемах, ожидая, что от этого они уйдут сами – наивно.
- Молчать, когда от тебя ожидают ответа - странно.
Молчание - золото. Но не панацея.
Так как же надо молчать, чтобы случилось чудо?
Все очень просто.
Молчать нужно, находясь в уверенном контакте с ребенком. Тогда у вас получится заинтересованное, вовлеченное, создающее чудеса молчание.
Контакт с ребенком похож на танец.
Вы делаете движение – он откликается. Он делает движение – вы его чувствуете и откликаетесь в ответ.
Контакт – это партнерство. Партнеры могут быть не равны. Но каждый из них вносит свой вклад в отношений, создает общий танец.
И что обычно происходит в контакте между детьми и родителями?
Родители видят, что ребенок танцует неуклюже, не в ту сторону, не тот танец – и поправляют. Выходя из контакта в учительскую позицию. Кто-то с пряником в руках, кто-то с плеткой…
Но детям нужен не учитель, отстраненно корректирующий ошибки. Им нужен проводник, живые примеры, сочувствие и участие. Тогда все получается.
Меня много спрашивают, как «не упустить» детей?
Ведь вокруг так много опасностей и соблазнов.
Да, много. И ничто не гарантия.
Непьющие родители – не гарантия. Хорошая учеба – не гарантия. В беду может попасть любой подросток.
Лишь сохраняя с ребенком вовлеченный уверенный контакт вы сами почувствуете – что-то не так. И успеете вовремя принять меры. Если, конечно, знаете какие…
С пожеланиями теплых отношений с близкими, в которых даже молчание ведет к результату,
Ольга Шацкая