Найти в Дзене
НУАР-NOIR

10 классических нуаров, где действуют фронтовики

Криминальные драмы и синдром опасения мирной жизни

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Поскольку вся страна обсуждает радостные события 75-летей давности, то мы вместо «дежурных поздравлений», решили посмотреть, в каких классических нуарах действующими лицами были ветераны Второй мировой войны.

Кадр из фильма "Место встречи изменит нельзя" (1979)
Кадр из фильма "Место встречи изменит нельзя" (1979)

Фронтовик в криминальном кино - явление нередкое даже для советских фильмов. Что касается т.н. «советского нуара», то прием и вообще весьма распространенный: от «Дела пестрых» до «Места встречи изменить нельзя». Все нынешние российские проекты, (обычно это сериалы схожей тематики: от «По ту сторону волков» до «Крика совы») с разной степенью успешности эксплуатируют предложенную много десятилетий назад сюжетную модель

Кадр из сериала "По ту сторону волков" (2002)
Кадр из сериала "По ту сторону волков" (2002)

А как же дело обстояло в классическом американском нуаре? Ведь проблема фронтовика, вернувшегося в «криминальный быт», порождала множество вариацией для сюжетов мрачных фильмов. Пойти мы решили не по степени значимости фильмов для мирового кино-наследия, а в хронологическом порядке, что позволит проследить некоторую эволюцию образа

Кадр из фильма "Загнанный в угол" (1945)
Кадр из фильма "Загнанный в угол" (1945)

Отсчет можно вести от фильма «Загнанный в угол» (1945). Главным действующим лицом является летчик-истребитель, но не американец, а канадец, который одержим идеей отыскать палача своей невесты. Та была во французском Сопротивлении и трагически погибла. Следы приводят в Аргентину. Этот фильм дал начало очень популярной и по сей день версии о «бегстве нацистов в Патагонию»

Кадр из фильма "Плащ и кинжал" (1946)
Кадр из фильма "Плащ и кинжал" (1946)

«Плащ и кинжал» (1946) от гениального Фрица Ланга предлагает нам по сути Штрилица, только на «американский манер». Тайный агент пытается похитить секреты немецких технологических изобретений, а заодно саботировать их внедрение. Для чего и направляется в Швейцарию.

Кадр из фильма "Где-то в ночи" (1946)
Кадр из фильма "Где-то в ночи" (1946)

«Где-то в ночи» (1946) преподносит нам историю морского пехотинца, который после боев с японцами испытает явные проблемы с памятью. По сути, этот фильм дал начало целой отрасли триллеров, сюжет которых в той или иной степени употребляет проблему амнезии

Кадр из фильма "Синий георгин" (1946)
Кадр из фильма "Синий георгин" (1946)

«Синий георгин» (1946) является классикой жанра, ибо в нем снялась лучшая нуар-пара Голливуда: Вероника Лейк и Алан Лэдд. Зрителю предлагаются все оттенки послевоенного разочарования вернувшегося домой фронтовика: от провалов в памяти, вызванных контузий, до неверной жены.

Кадр из фильма "Покатайся на розовой лошадке" (1947)
Кадр из фильма "Покатайся на розовой лошадке" (1947)

Фильм «Покатайся на розовой лошадке» (1947) использует тему фронта для того, чтобы показать решительность главного героя, который не боится опасностей. К слову сказать, режиссер и исполнитель главной роли Роберт Монтгомери сам служил в военно-морском флоте и участвовал в высадке в Нормандии.

Кадр из фильма "Рассчитаемся после смерти" (1947)
Кадр из фильма "Рассчитаемся после смерти" (1947)

Кинолента «Рассчитаемся после смерти» (1947) явила нам в роли бывалого десантника самого Хамфри Богарта. Однако возвращение вместе с сослуживцем домой жалует массу неприятных криминальных сюрпризов. В итоге оказывается, что на фронте всё было «проще и понятнее»

Кадр из фильма "Перекрестный огонь" (1947)
Кадр из фильма "Перекрестный огонь" (1947)

Сюжет фильма «Перекрестный огонь» (1947) отталкивается от того, что убитый при таинственных обстоятельствах «гражданин» вместе с четырьмя фронтовиками проводил время в баре. Капитан сам берется за расследование дела, так как улики указывают, что преступником является кто-то из сослуживцев

Кадр из фильма "Акт насилия" (1949)
Кадр из фильма "Акт насилия" (1949)

В фильме «Акт насилия» (1949) ветеран Второй мировой войны тихо живет в американской глуши, однако его спокойствие нарушает незваный гость. Боязнь хромого визитера можно полагать почерпнутой из наследия Конан Дойла, но затем проявляется во многих триллерах, особенно если тот хранит мрачную тайну, связанную с военным прошлым и предательством.

Кадр из фильма "Легкая мишень" (1949)
Кадр из фильма "Легкая мишень" (1949)

«Легкая мишень» (1949) вновь возвращает нас к проблеме амнезии. Главному герою настоятельно надо вернуть себе память, дабы доказать, что он не виновен в некогда совершенном предательстве. Тут можно увидеть перекличку с советской лентой «Свой среди чужих, чужой среди своих», а именно в части тезиса «а мне еще правду узнать надо».

Кадр из фильма "Преступный путь" (1949)
Кадр из фильма "Преступный путь" (1949)

Кинокартина «Преступный путь» (1949) тоже рассказывает об амнезии героя-фронтовика. Он категорически не может вспомнить свое мирное прошлое. Однако, прибыв в Лос-Анджелес, он убеждается в том, что эти воспоминания лучше было бы и вовсе не возвращать

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару