Нет ничего сильнее, чем пропаганда. Пропаганда в опытных руках - страшное оружие. В годы Великой Отечественной войны в руках художников был один из основных механизмов воздействия на настроения людей - агитационные плакаты.
Тематика военных плакатов делится на две группы: первая - драматичная - охватывает первый период войны, до перелома после Сталинградской битвы. Враг изображен обезличенным злом, черной материей, либо в образе изувера, вызывающего ужас и отвращение. Советский солдат демонстрирует силу духа и решимость идти до победного.
Лейтмотивом того периода было сплочение людей в битве с общим врагом, вызов к нему ненависти и гнева, и одновременно подчеркивалась любовь к семье, к Родине. Слова Сталина июля 1941 г. "Всё для фронта, всё для победы" нашли свое место на одном из первых агитационных плакатах. Тогда же появляется известнейшая работа Ираклия Тоидзе - "Родина-мать зовет". Одним из популярных мотивов первого этапа войны стало обращение к теме прошлого, напоминание людям о победах Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны. Цель одна - внушить советским людям веру в свою силу.
Война не стала стремительной и быстрой, страдания людей затянулись, и в 1942 г. начинают публиковаться плакаты, отражающие реалии войны: убитые дети, истощенные женщины, беспомощные старики. Призыв на плакатах один: отомсти врагу! Стихийно появился лозунг "Убей немца!", теперь образ фашиста и немца становится единым. Теперь образ врага демонстрируется огромным, страшным, он возвышается над загубленными им жизнями простых людей. Герои плакатов не просто убивают врага, а уничтожают его чуть ли не голыми руками.
Одновременно публикуются плакаты, поддерживающие дух тыла: женщины-труженицы заводов и полей, старики, помогающие фронту. Подчеркивалось, что победа - это дело не только солдат, это общее дело.
Победа на Сталинградской битве - начало второго этапа агитационных плакатов: победа, которую мы так ждали, уже не за горами. Меняется образ врага - он становится мелким, карикатурным. У солдат Красной Армии укрепилась убежденность в своих силах и их уже не остановить. «Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. От художников ждут жизнеутверждающих работ: выражение народной любви, гордости за страну, за своих солдат. На плакатах их лица одухотворенные, добродушные и усталые.
Человек силен своим духом. Советская агитация сумела укрепить его. Маркетинг победы оказался беспроигрышным.
Спасибо, что дочитали. Было интересно - подписки и лайки приветствуются.