«А пусть они нам не ноют!» — часто пишут под постами о том, что не стоит делать ещё больнее тому, кому и так больно.
И я понимаю, что чтобы дошло, что я о другом, нужно написать, видимо, не одну сотню страниц. Но никто же такой объём не осилит. Не знаю, как писать о частностях, чтобы не приходилось размазывать тему на тысячи слов, обозначая десятки и сотни общих моментов.
Нытьё и вываливание своего негатива на того, кто не является прямым источником этих эмоций, никогда сам не просил от тебя поддержки или просил, но не получал, не является тебе несовершеннолетнему родителем, не обещал быть вместе в горе и в радости, прямо заявлял, что не хочет принимать твои эмоции — это токсичный процесс. Очень токсичный процесс. Никто не обязан слушать чужое нытьё, становиться жилеткой, понимать, принимать, поддерживать. Никто и никому. Если только не пообещал сам или не обязан в силу того, что ты человеку родитель. Даже если тебе кто-то был жилеткой, это не даёт безусловного права использовать в таком качестве тебя, не взирая на твои обстоятельства. Хотелось бы порой, но нет, не даёт.
Принимать вот это всё безусловно — адская работа, между прочим. За неё психотерапевты в провинции берут от тысячи-полутора, а в городах покрупнее — от трёх. За час. Даже если это разовый визит и тебе просто поныть. (Да, есть люди, которые ходят поныть разово. Сбросить с себя что-то. И более ничего).
Я никогда не пишу о таком токсичном нытье, как о норме.
Нет, блоги не про токсичное нытьё. Потому что там оно сродни девы, плачущей на скамейке посреди улицы. У каждого проходящего мимо есть возможность пройти.
Когда я пишу о людях, делающих больно тем, кому плохо, я подразумеваю, например, публичные высказывания о конкретных личностях или группах (в том числе абстрактных). Когда я пишу о таком, я подразумеваю, например, того, кто видит какого-то знакомого или родственника, увязшего в неприятностях или находящегося в плохом настроении, и тычащего ему о важности сохранения позитива, необходимости срочно собраться и за секунду прийти в норму. Когда я о таком пишу я подразумеваю одного из собеседников, который сам, только что излив душу, получил поддержку, а в ответ на такой же поток поучает.
И да, ноют в той или иной мере почти все. А если не ноют, выдают другой негатив. Потому что один устал от начальника-самодура, другой зол на работника-идиота, третьего раздражает тот, который ругает начальника, а четвёртый брезгливо морщится, слыша о том, как кто-то жалуется на работников. Эмоции разные, формы выражения часто тоже разные, но коль скоро оно обличено в слова и выражено вербально или через текст, это принято обозвать нытьём. Любое недовольство, любой негатив, любую даже просто констатацию факта случившейся неприятности могут обозвать нытьём.
Но вообще, знаете, в чём отличие токсичного нытика от токсичного, допустим, советчика, порицателя и иже с ними?
Первому больно. Прямо сейчас. И это не боль от триггера, не старое, разворошённое, не ноющая давняя травма, а боль, которая здесь и сейчас. И из точки боли сложно сохранять здравомыслие, оценивать, к кому допустимо обратиться, слышать и видеть другого без искажений.
В второй, он чаще в относительной норме. И даже если больно, то не так. Терпимо. Контролируемо. И у него есть возможность уйти. Даже без объяснений. Потому что никто не обязан оставаться. Но кто-то уходит, а кто-то делает больнее.
Хотя, я понимаю, разумеется, что иногда первый становится для второго таким мощным триггером, что второму даже больнее. И можно было бы сейчас порассуждать о том, что надо, вообще-то работать над собой, чтобы так не случалось. Но нельзя. Потому что там, где средний класс зарабатывает в месяц всего-то на пять приёмов у хорошего специалиста, а хочется ещё есть, одеваться и где-то жить, работать можно не один десяток лет. Поэтому я не верю, конечно, в мир с экологичным общением и бережностью к ближнему. А пишу только для того, чтобы первым и вторым было чуть легче, хотя бы в процессе называния собственных чувств.
Тут под прошлыми текстами некоторые спрашивали, мол делать-то что. А выхода всегда два: приспосабливаться либо уходить. И если ты встретил токсичного нытика. И если ты всего-то сказал, что магазин за углом отвратителен, а тебя обвинили во всех смертных грехах, начиная от неспособности смотреть на магазин с позитивом, заканчивая тем, что ты не меняешь магазин к лучшему или один магазин на другой (хотя, возможно, ты меняешь, но проходящему мимо вечно кажется, что ему виднее).