Найти тему
Анна Ульман

В память о войне. Константин Васильев.

Парад сорок первого. 1974 г.
Парад сорок первого. 1974 г.

Сегодня большой праздник — День Победы, в честь этого дня хочется показать картины Константина Алексеевича Васильева, которые посвящены Великой отечественной войне .

Тема борьбы русского народа с немецким фашизмом волновала сознание художника. Рассмотрим картину "Парад сорок первого". На картине изображён парад на Красной площади. Солдаты прямо с парада уходят на фронт. На первом плане изображён памятник Минину и Пожарскому, который сразу же даёт мощный посыл к зрителю. В нём мы видим, что герои прошлого благословляют идущих на войну солдат, солдат, которые будут защищать свою семью и Родину. Зритель, смотрящий на эту картину, интуитивно испытывает вдохновляющую силу патриотизма.

Нашествие. 1974 г.
Нашествие. 1974 г.

Другая картина, которая приковывает внимание любого зрителя, это "Нашествие". Она словно оживает перед глазами смотрящего: слышны ритмичные шаги солдат, шум машин, немецкая речь. Дрожь пробегает по телу, когда представляешь весь тот ужас, обрушившийся на нашу страну. Разрушенный храм, побитые фрески и строгие лики, смотрящие на идущих солдат, создают ощущение того, что за любое зло воздаётся по заслугам.

Как пишут историки, художник долго вынашивал замысел картины и не один раз переписывал начатое. Первоначально это была многофигурная композиция с изображением жестокой битвы между тевтонами и славянами. Но сфокусировав главную идею и переведя конфликт в план духовный, Васильев упразднил батальные сцены, заменив их духовно противоборствующими силами. На холсте фигурируют два символа. Стоит, печален и незыблем, остов разрушенного Успенского собора Киево-Печёрской лавры с ликами святых, которые поют сомкнутыми устами грозные гимны (молитвы), а мимо проходит, словно змий проползает, железная колонна разрушителей.

Перед нами словно столкнулись две мощные силы — добро и зло, борьба между которыми идёт бесконечно. Не на земле и не на небе. Борьба идёт в сердцах и душах человеческих.

Обе картины выполнены в монохромных тонах, серый цвет передан в его множественных оттенках. Удивительная передача одним цветом трагического настроения!

А вот ещё две картины: "Прощание славянки" и "Тоска по Родине". Обе эти картины художник писал под соответствующие марши. Давайте рассмотрим их повнимательнее.

На картине "Прощание славянки" мы видим русских солдат, уходящих на войну, в правом углу стоит женщина обнимающая маленькую девочку. Женщина смотрит на солдат, и в её глазах читается страх за их жизнь, она словно предчувствует роковые события, её рука судорожно придерживает платок, словно потеряв его, она потеряет все оставшиеся в ней силы. Движение воинов и застывшее отчаяние провожающих запечатлено художником на фоне нависающего тяжёлого серого неба. И сквозь всю композицию словно прорывается известный марш.

На картине "Тоска по Родине" изображены русские солдаты, уходящие в зарево войны.

Тоска по Родине. 1974 г.
Тоска по Родине. 1974 г.

Зритель видит только спины уходящих, штыки винтовок и стальные каски. И вдруг один солдат обернулся, как будто прощается с тем, что осталось позади него, с тем, чего может он уже более не увидит.

Маршал Жуков. 1974 г.
Маршал Жуков. 1974 г.

Картина "Маршал Жуков" занимает особое место в серии военных картин художника. Это парадный портрет полководца, героя войны, гордости и славы народа. На переднем плане картины маршал Жуков, попирающий штандарты и знамёна — символы былого величия "третьего рейха". Шинель на его плечах— словно крылья, взметнувшие этого человека к славе. В глубине изображения на фоне тяжёлого неба и огня остовы домов. Это разрушенный Сталинград. А в левом верхнем углу мы видим колонны солдат, которые идут защищать свою страну.

Война — время, когда всё чётко становится на свои места, где чистые и светлые силы безропотно идут на смерть во имя своей семьи и Родины, а всякая нечисть прячется или мародёрствует.

Удивительно, как художник тонко чувствует трагедию самой войны, как передаёт её на своих полотнах.