Найти в Дзене
Дмитрий Шигонов

Как распорядиться подарками поставщиков и подрядчиков на 23 февраля и 8 марта?

Оглавление

Россия - удивительная страна. По сравнению с Европой и США, в России отмечается огромное количество праздников, что позволяет поставщикам практически ежемесячно оказывать закупщикам знаки внимания, в том числе дарить подарки. Помимо традиционных гендерных праздников, отмечаемых 23 февраля и 8 марта, а также Нового года, поставщики неравнодушно относятся и к специфических событиям: день основания компании, день рождения закупщика и даже иногда день отрасли, в которой работает компания (например, день розничной торговли).

В день праздника с самого утра курьеры или сами партнеры массово заполняют отдел закупок подарками.

Как же сотрудники компании могут распорядиться этими дарами?

В зависимости от культуры и политики компании, есть несколько подходов:

1. Подарки - это собственность того сотрудника, который их получил. Он может делать с ними всё, что вздумает. При таком подходе часто речь идёт о прибыльных успешных коммерческих непубличных компаниях, где отношения между сотрудниками строятся на принципах взаимного уважения и доверия. Считается, что сотрудник максимально эффективно распорядится подарками на благо не только себе, но и компании.

2. Приём подарков сотрудниками регулируется антикоррупционной политикой компании. В этом случая ежегодное количество подарков или размер их суммы строго ограничивается. Например, общая сумма подарков в год не может превышать 3 000 руб., 30 000 руб., или 300 000 р. Каждая компания сама устанавливает лимиты в зависимости от отрасли, в которой она работает, либо по прямому распоряжению руководства. Здесь речь идёт больше о среднем и крупном бизнесе. Компании могут быть абсолютно разными: прибыльными и убыточными, коммерческими и государственными, частными и публичными и т.п. Конечно же, любое ограничение по суммам требует системы контроля за сотрудниками. О доверии и уважении часто забывают. На первый план выходят проверки, в том числе на "детекторе лжи". По понятным причинам такую культуру здоровой сложно назвать.

3. Самый простой подход - подарки запрещены полностью. Однако, система контроля и наблюдения за сотрудниками продолжает работать на полную мощь.

Поскольку я работал в небольших, средних и крупных компаниях, моё видение данной проблемы прошло некую эволюцию. Когда я начинал карьеру в качестве менеджера, то, конечно же, выступал сторонником первого пункта: подарки - это моё! Логика простая: я же "пахал", я заслужил.

Однако, с позиции руководителя всё выглядит несколько иначе.

Алгоритм появления подарков примерно такой:

1. У поставщика или подрядчика есть бюджет на представительские расходы. Этот бюджет распределен по месяцам.

2. У поставщика есть несколько или много партнеров-клиентов. Некоторая часть партнеров являются ключевыми, обеспечивающими значительную долю оборота компании, или потенциально перспективными клиентами. Поддержание долгосрочных партнерских отношений крайне важно для бизнеса поставщика.

3. До наступления значимого события (например, Новый год) один из руководителей компании поставщика делит месячный (в данном случае декабрьский) представительский бюджет по поставщикам. В списке указывается конкретное количество лиц, которым планируется вручить подарки.

4. Закупки подарков производятся централизованно (одинаковые подарки для всех поставщиков), либо целенаправленно на усмотрение подотчетных лиц поставщика.

Логика дарения подарка поставщиком следующая:

1. Клиент - это партнёр.

2. Поставщик видит положительную динамику развития отношений в виде роста оборота, увеличения количества заказов и т.п.

3. Своим подарком поставщик подчеркивает своевременное выполнение взаимных обязательств. Например, поставщик вовремя и в полном объёме поставляет товары или оказывает услуги, а покупатель своевременно их принимает и оплачивает.

4. Между партнерами есть взаимопонимание, направленное на дальнейший рост бизнеса обеих компаний.

Как видите, в логике поставщика нет конкретных персоналий: Пети и Васи, Даши и Маши, которые регулярно получают подарки от поставщика. Есть только логика бизнеса. И при таком понимании подарок - это преимущественно знак внимания поставщика той компании, с которой он сотрудничает, хотя благодарность конкретному сотруднику тоже нельзя исключать.

Сотрудник, получивший подарки, - это часто командный игрок, который добился успеха не в одиночку, а при содействии смежных отделов. Поэтому хорошей практикой может быть добровольное распределение большей части подарков тем сотрудникам смежных отделов, которые внесли весомый вклад в успех сотрудника. Например, если вы работаете в отделе закупок, то вы можете отблагодарить подарками своих коллег из логистики, маркетинга, бухгалтерии, продаж и т.п.

Как Вы распоряжаетесь подарками поставщиков и подрядчиков? Оставляете себе? Передариваете коллегам? Что значит «подарок поставщика» в Вашей компании: персональная благодарность поставщика именно Вам или элемент корпоративной культуры с прописанным регламентом принятия подарков? Если поставщик благодарит компанию через Вас, то, что компания делает далее с этими подарками (благотворительность, проведение конкурсов с награждением сотрудников, распродажа и т.д.)? Поделитесь своим мнением в комментариях.