Найти в Дзене
MAD TOSBY

5 очаровательных французских фильмов 2010-х

Оглавление
Фото: скриншот
Фото: скриншот

Не ус­пе­ли мы ог­ля­нуть­ся, как за­кон­чи­лось вто­рое де­сяти­летие XXI ве­ка. Мно­гие ав­то­ритет­ные (и не очень) ки­но­из­да­ния на­кану­не 2020 го­да ак­тивно под­во­дили ито­ги, вы­бирая луч­шие филь­мы де­кады. Бла­года­ря вве­дению ре­жима са­мо­изо­ляции у мно­гих из нас по­яви­лась прек­расная воз­можность пе­рес­мотреть лю­бимые филь­мы и от­крыть для се­бя но­вые, в том чис­ле те, что нам так ак­тивно со­вето­вали. Се­год­ня мы пред­ла­га­ем ва­шему вни­манию пя­тёр­ку, на пер­вый взгляд, слу­чай­ных фран­цуз­ских филь­мов, сня­тых за пос­ледние де­сять лет. Они не объ­еди­нены ав­то­ром в ка­тего­рию «луч­ших» или «худ­ших», но тем не ме­нее ког­да-то они по­каза­лись осо­бен­ны­ми, ос­та­вив глу­бокий след в па­мяти. Де­лим­ся ими с удо­воль­стви­ем, ис­пы­тывая при этом лёг­кое вол­не­ние.

«Сек­са мно­го не бы­ва­ет» / Un heureux événement (2011)

18+, реж. Ре­ми Бе­зан­сон

От­кры­ва­ет под­борку фильм тре­пет­но лю­бимо­го на­ми ре­жис­сё­ра Ре­ми Бе­зан­со­на — «Сек­са мно­го не бы­ва­ет». Но не спе­шите ра­довать­ся, так как точ­нее суть филь­ма пе­реда­ёт ори­гиналь­ное наз­ва­ние “Un heureux événement” (с фр. «счас­тли­вое со­бытие»). Кар­ти­на под­робно рас­ска­зыва­ет ис­то­рию па­ры Бар­ба­ры (Лу­из Бур­гу­ан) и Ни­кола­са (Пио Мар­май), ко­торым пред­сто­ит не­зап­ла­ниро­ван­но стать мо­лоды­ми ро­дите­лями. В от­ли­чие от мно­гих ме­лод­ра­матич­ных филь­мов бе­ремен­ность, ро­ды и вос­пи­тание ма­лыша пред­став­ле­ны здесь в не­роман­ти­зиро­ван­ном клю­че. Вмес­те с Бар­ба­рой нам пред­сто­ит про­чувс­тво­вать все слож­ные и счас­тли­вые мо­мен­ты ма­теринс­тва и воз­ни­ка­ющие на этом фо­не труд­ности во вза­имо­от­но­шени­ях с пар­тнё­ром и ма­терью. Пот­ря­са­ющее ки­ноп­ро­из­ве­дение, вы­зыва­ющее эм­па­тию и во­рох про­тиво­речи­вых мыс­лей.

«По­лет­та» / Paulette (2012)

16+, реж. Же­ром Эн­ри­ко

Хо­чет­ся заг­нать этот фильм в жанр ко­медии, так как в нём при­сутс­тву­ет вну­шитель­ная до­ля юмо­ра и от­личных не­толе­ран­тных шу­ток. Тем не ме­нее здесь зат­ра­гива­ет­ся и пласт со­ци­аль­ных проб­лем, а так­же мно­гос­лой­ные пе­рипе­тии се­мей­ных от­но­шений. По­лет­та (Бер­на­детт Ла­фон) — бод­рая фран­цуз­ская пен­си­онер­ка, ко­торая из-за фи­нан­со­вых труд­ностей бук­валь­но пе­реби­ва­ет­ся с хле­ба на во­ду. Она оз­лобле­на на весь мир, вклю­чая собс­твен­ную семью: у неё тя­жёлые вза­имо­от­но­шения с до­черью, пос­коль­ку пос­ледняя выш­ла за­муж за чер­но­коже­го по­лицей­ско­го; она не лю­бит вну­ка, так как он унас­ле­довал от от­ца цвет ко­жи. Жиз­ненные об­сто­ятель­ства вы­нудят По­лет­ту встать на прес­тупные рель­сы — про­явив сме­кал­ку, ба­буля ста­нет луч­шим нар­ко­диле­ром (!) на рай­оне. За вре­мя филь­ма ей пред­сто­ит прой­ти путь пре­одо­ления и со­вер­шить ка­чес­твен­ный ска­чок впе­рёд. Со­вету­ем в фильм всмот­реть­ся, так как пер­вые двад­цать ми­нут мо­гут по­казать­ся нем­но­го прес­ны­ми.

«В до­ме» / Dans la maison (2012)

16+, реж. Фран­суа Озон

Ес­ли по ка­кой-то при­чине вы про­пус­ти­ли этот фильм Фран­суа Озо­на, ре­комен­ду­ем к не­му об­ра­тить­ся. Эта кар­ти­на по­вес­тву­ет об учи­теле (Фаб­рис Лу­кини) и уче­нике (Эрнст Умо­ер), ко­торых объ­еди­ня­ет лю­бовь к ли­тера­туре. Уче­ник де­ла­ет свои пер­вые ша­ги в на­писа­нии ро­мана, сю­жет ко­торо­го вра­ща­ет­ся вок­руг семьи его школь­но­го то­вари­ща. Что­бы прив­нести в ро­ман изящ­ные сю­жет­ные по­воро­ты и до­бавить пи­кан­тных под­робнос­тей, ему пред­сто­ит стать наб­лю­дате­лем (в не­кото­ром ро­де да­же ву­ай­ерис­том) и втор­гнуть­ся в час­тную жизнь семьи. Как да­леко мо­жет зай­ти дан­ное ув­ле­чение и ка­кие эти­чес­кие гра­ницы поз­во­лит се­бе пе­рес­ту­пить каж­дый из учас­тни­ков столь лю­бопыт­но­го тан­де­ма? Тан­дем же Фаб­ри­са Лу­кини и Фран­суа Озо­на, ко­торые ра­нее уже ра­бота­ли вмес­те над кар­ти­ной «От­ча­ян­ная до­мохо­зяй­ка» (2010), вновь про­демонс­три­ровал не­дюжин­ный про­фес­си­она­лизм. От­дель­но хо­чет­ся от­ме­тить вос­хи­титель­ное му­зыкаль­ное соп­ро­вож­де­ние от ком­по­зито­ра Фи­лип­па Ром­би.

«Зильс-Ма­рия» / Clouds of Sils Maria (2014)

16+, реж. Оливье Ас­сай­ас

«Весь мир — те­атр, а лю­ди в нём — ак­тё­ры»? Ка­жет­ся, точ­но так же счи­та­ет ре­жис­сёр Оливье Ас­сай­ас в сво­ей кар­ти­не «Зильс-Ма­рия». Ак­три­са Ма­рия Эн­дерс (Жюль­ет Би­нош) ста­ла из­вес­тной уже в 18 лет, сыг­рав од­ну из глав­ных ро­лей в пь­есе “Maloja Snake” (с англ. «Змея Ма­лои» — об­лачное об­ра­зова­ние, пол­зу­щее меж­ду гор — прим. ав­то­ра), на­писан­ной круп­ным дра­матур­гом Виль­гель­мом Мель­хи­ором, с ко­торым Ма­рию бу­дет свя­зывать мно­голет­няя друж­ба. Дей­ствие кар­ти­ны зас­ти­га­ет Ма­рию и её ас­систен­тку Ва­лен­ти­ну (Крис­тен Стю­арт) в по­ез­де, сле­ду­ющем в Же­неву, где Ма­рия дол­жна по­лучить прес­тижную наг­ра­ду за Мель­хи­ора, но­вость о кон­чи­не ко­торо­го при­дёт на­кану­не важ­но­го со­бытия. Ма­рии и Ва­лен­ти­не пред­сто­ит про­вес­ти не­кото­рое вре­мя в Швей­ца­рии за ре­пети­ци­ей уже но­вой ро­ли в той са­мой судь­бо­нос­ной пь­есе. Во­об­ще из­на­чаль­но бы­ло ошиб­кой го­ворить что-ли­бо о сю­жете, пос­коль­ку в этой кар­ти­не он вто­рос­те­пенен и под­чи­нён ви­зу­аль­ной сос­тавля­ющей и ак­тёр­ской иг­ре трёх не­похо­жих жен­щин из раз­ных по­коле­ний — Ма­рии, Ва­лен­ти­ны и Джо-Энн (Хлоя Грейс Мо­рец). По­дой­дёт тем, кто при­вык ис­кать смысл меж­ду строк или от­ре­кать­ся от его по­ис­ков, нас­лажда­ясь со­зер­ца­ни­ем. За роль в этом филь­ме Крис­тен Стю­арт по­лучи­ла «Се­зар», став тем са­мым единс­твен­ной аме­рикан­ской ак­три­сой, удос­то­ен­ной этой наг­ра­ды имен­но за роль, а не за дос­ти­жения в карь­ере.

«В ти­хом ому­те» / Ma Loute (2016)

16+, реж. Брю­но Дю­мон

На­пос­ле­док рас­ска­зыва­ем о са­мой тре­шовой кар­ти­не из пред­став­ленных. Брю­но Дю­мон, ко­торо­го мно­гие кри­тики на­зыва­ют са­мым ум­ным ре­жис­сё­ром Фран­ции, на сей раз при­гото­вил для зри­теля неч­то весь­ма спе­цифи­чес­кое, от­личное от его прош­лых ра­бот (впро­чем, неч­то по­доб­ное он всё же уже оп­ро­бовал в ми­ни-се­ри­але «Ма­лыш Кен­кен» (2014)). Дей­ствие про­ис­хо­дит в на­чале XX ве­ка на ку­рор­те, рас­по­ложен­ном на се­вере Фран­ции, где та­инс­твен­ным об­ра­зом на­чина­ют ис­че­зать ту­рис­ты. Рас­сле­дова­ние бу­дет про­водить па­роч­ка чу­дако­ватых ин­спек­то­ров, а глав­ны­ми дей­ству­ющи­ми ли­цами ста­нут не ме­нее стран­ные чле­ны двух се­мей из раз­ных со­ци­аль­ных клас­сов. На про­тяже­нии кар­ти­ны зри­теля с лих­вой нак­ро­ют аб­сурдист­ски­ми шут­ка­ми, не­пос­ти­жимы­ми ди­ало­гами и се­мей­ны­ми пе­рипе­ти­ями. Са­мыми адек­ватны­ми в филь­ме ока­жут­ся де­ти, ко­торым пред­сто­ит пе­режить свою лич­ную дра­му. Так по­лучи­лось, что в этой ки­нора­боте сыг­ра­ли уже упо­мяну­тые на­ми вы­ше Фаб­рис Лу­кини и Жюль­ет Би­нош, ко­торые прив­несли сю­да свою из­рядную до­лю бе­зумия. Тот ред­кий слу­чай, ког­да у филь­ма весь­ма удач­ный дуб­ляж.