Найти тему

Маленький такой вездеходик... Семейство ЛуАЗ-969.

ЛуАЗ-969М
ЛуАЗ-969М

История редкого примера адаптации продукта военного назначения к гражданскому применению, семейство ЛуАЗ-969, началось с автомобиля ЛуАЗ-967 производящегося с 1961 года и возможно он так бы и остался военной машиной, если не одно НО, а именно то, что советское правительство решило проводить политику сельскохозяйственного освоения отдельных регионов, в том числе и степей Казахстана. Правительство осознавало, что для решения этой задачи понадобятся дешёвые, простые и универсальные автомобили повышенной проходимости гражданского назначения.

ЛуАЗ-967. Создавался как автомобиль для эвакуации раненых с поля боя.
ЛуАЗ-967. Создавался как автомобиль для эвакуации раненых с поля боя.

Конструктора МЗМА воспользовались своими наработками автомобиля Москвич-415, применительно к концепции ЛуАЗа. Они оснастили ЛуАЗ-967 подходящим кузовом более традиционной компоновки, однако автомобиль всё равно выглядел чисто утилитарной. Шасси, двигатель(4-цилиндрованый воздушного охлаждения МеМЗ-966 объёмом в 887 см3 и мощностью в 30 л.с., позже этот же движок устанавливали на автомобили ЗАЗ-965) и все остальные механические компоненты оставили без изменений.

Москвич-415
Москвич-415

В 1965 году на Запорожском автомобильном автозаводе изготовили партию из 50 автомобилей ЗАЗ-969, после чего в следующем году началось серийное производство под обозначением ЗАЗ-969В. В запорожье этот автомобиль производили до 1971 года, после чего его передали в руки заводу в Луцке(на ЛуАЗ вообщем). ЗАЗ-969В стал первым серийным советским автомобилем с передним приводом, а производили их на переднем приводе только по причине того, что завод во Львове не смог поставлять достаточное количество задних мостов, основным получателем которых являлся армейский ЛуАЗ-967, его производство продолжалось до 1967 года. Но даже с одним ведущим мостом автомобиль показал себя очень хорошо на бездорожье, главным образом благодаря малому весу в 1340 кг и короткой колёсной базе в 1800 мм. Так же помогала и сама компоновка-расположение двигателя перед передним мостом- и не зависимая подвеска всех колёс. Выпускавшиеся первые 1,5 года автомобили оснащались валом отбора мощности для приведения в действие стационарного сельхоз оборудования. Однако в отличие от ЛуАЗ-967, ЗАЗ-969В не "научился" плавать, не преодолевать броды.

ЗАЗ-969В
ЗАЗ-969В

В 1971 году на смену переднеприводному вездеходу приходит уже полноприводный ЛуАЗ-969. А с 1975 года завод переходит на производство ЛуАЗ-969А, но уже с другим двигателем МеМЗ-969А объёмом 1197 см3 и мощностью в 40 л.с., по-прежнему 4-цилиндрованным с V-образным расположением цилиндров и воздушного охлаждения. Эта модель производилась до 1979 года. По внешнему виду ЛуАЗ-969/969А и ЗАЗ-969В было не отличить друг от друга.

ЛуАЗ-969... или всё-таки ЗАЗ?)
ЛуАЗ-969... или всё-таки ЗАЗ?)

И вот в 1979 году Луцкий автозавод приступает к модернизации модели 969А, разработку которой начали ещё в 1974 году. По историческому названию в котором находится город Луцк, новый ЛуАЗ-969М назвали "Волынь". Двигатель оставили тот же, изменили только тормозную систему(использовали 2-контрную с усилителем). Передняя часть стала более округой, а вместе с ней и лобовое стекло, ставшее так же более округлённым. На дверях появились замки и жёсткие съемные рамки со движным стеклом. Панель приборов обрела мягкие накладки(уже звучит роскошно, но к сожалению ЛуАЗ далеко не был роскошным), травмобезопасной стала и рулевая колонка(Вольво нервно курит в сторонке, хех, ну ладно не буду так шутить, неудачная шутка...не злитесь, я же любя). Ещё до начала полномасштабного производства ЛуАЗ-969М удостоился награды Выставки достижений СССР, проводившейся в 1978 году. За рубежом так же не остался не замеченным: его включили в десятку лучших европейских автомобилей на международной выставке в Турине(и считаю весьма заслуженно) и так же получил золотую медаль в Чехословакии как одна из лучших машин для сельских районов. Сам же экспорт автомобилей был весьма ограничен, хотя в Италии он пользовался неплохой популярностью(продавался он там наряду с УАЗ-469Б). Итальянский импортёр Martorelli предлагал устанавливать на ЛуАЗ двигатели Ford, которые обычно ставили под капоты Fiesta.

В 1980-е ЛуАЗ вступает уверенно и имел шанс достичь всех высот, но всё пошло иначе. Завод как производил ЛуАЗ-969М, так и производил не внося никаких изменений, конечно предпринимались попытки как-то модернизировать автомобиль, но все попытки оказались тщетными. Конечно в это время появилось множество различных модификаций от самосвала до аэродромного тягача(да были и такие). Так же летом 1989 года ЛуАЗ совместно с НАМИ представили автомобиль "Прото" с пластиковым кузовом, двигателем ЗАЗ-1102 "Таврия". Работа в основном велась с 1988 года в НАМИ-первоначально с персоналом лишь из шести человек Ленинградского филиала НАМИ. Разрабатывался он по заказу Минавтопрома. "Прото" стал первым и последним автомобилем Ленинградского филиала НАМИ. Этот автомобиль мог бы составить серьёзную конкуренцию многим японским внедорожникам, ведь "Прото" получился интересным и имел хорошие внедорожные характеристики 969М, хотели так же сделать и второй прототип с двигателем от ВАЗ-2108, но прототип так и не закончили.

В 1991 году произошёл распад Советского Союза, за год до этого модель 969М переименовали в ЛуАЗ-1302. Внешне ничего не поменялось, а вот под капот уже поставили новый 4-цилиндрованный двигатель мощностью 53 л.с. МеМЗ-245-20 с водным охлаждением объёмом 1091 см3, который так же стоял под капотом "Таврии". После распада СССР заводу стало плохо, возможности ЛуАЗа в разработке новых моделей сильно ограничились, из-за экономических трудностей. Однако ЛуАЗ-1302 всё-равно послужил базой для широкого семейства автомобилей, но был нюанс, никто из них не производился крупными партиями. К примеру пикап ЛуАЗ-13021 компании "Валетта" выпускался небольшими партиями в Москве. Они имели увеличенную колёсную базу и имели грузоподъёмность в 500 кг. Из-за проблем с поставками компонентов для пикапа удавалось продавать лишь двадцать штук в год. В 1991 году ЛуАЗ решился расширить эту линейку и организовал производство автомобилей у себя в Луцке, в 1995 году создали модель 13021-04 созданная для перевозки рабочих, поэтому кабину сделали 4-х местной. Помимо этого были фургоны, автомобили для оказания медицинской помощи, вообщем делали всё что могли, но никто из этих моделей не продавался хорошо. В 1999 году выпустили лишь 27 ЛуАЗиков, а в мае 2002 года модель 1302 вовсе ушла с производство. Ситуацию пытались спасти и моделью 1301, но она не помогла тоже и в 2002 году она так же ушла с производства, пусть и мелкосерийного. В 2004 году ЛуАЗ производит Лады и УАЗы. В 2005 году стала частью украинской компании "Богдан" занимающихся сборкой автобусов зарубежных фирм. И в 2006 году завод так же начал собирать и автобусы с грузовиками.

Спасибо за прочтение статьи. Если хотите что-то дополнить или нашли ошибку пишите в комментарии, выслушаю всех. Удачи!!!

Авто
5,66 млн интересуются