Знаменитая фотография, сделанной в Московском институте стали 9 мая 1945 года, запечатлела множество знаковых для института людей. В центре, с папироской — директор института Вячеслав Петрович Елютин, будущий министр, создатель великой позднесоветской системы высшего образования. Справа от него — тогдашний парторг МИС Иван Николаевич Кидин, будущий ректор МИСиС. Рядом с Кидиным — студент Вули Аршакович Григорян, будущий профессор, доктор наук, один из лучших специалистов страны по жаропрочным сплавам. А вот слева от Елютина — он. Николай Кошаев, настоящий полковник.
Николай Михайлович Кошаев пришел работать в Московский институт стали во годы войны, когда вуз вернулся из эвакуации. Вскоре этот человек стал одним из символов института, его знали все, кто учился или работал в МИС-е.
И немудрено — Герой Советского Союза, гвардии полковник Николай Кошаев руководил военной кафедрой Московского института стали почти два десятилетия, с 1944 по 1962 год. Именно он добился, чтобы кафедра выпускала танкистов, и с 1949 по 1985 года из студентов МИС, а позже МИСиС на военной кафедре готовили командиров танкового взвода.
Командир 11-й гвардейской танковой бригады (2-я танковая армия, 2-й Украинский фронт) стал вузовским преподавателем в 1944 году. Вот только дорога в институт получилась долгой...
Николай Кошаев родился 22 мая 1911 года в селе Набережные Челны, ныне ставшем городом. К металлургии имел непосредственное отношение — в 1934 году закончил Уральский индустриальный институт, и работал инженером на металлургическом заводе в городе Нижний Тагил.
Но судьба инженера ему была не суждена — как раз в это время армия Советского Союза проходила модернизацию и отчаянно нуждалась в грамотных технических специалистах. Не проработав и года, в 1935 году молодой инженер Николай Кошаев получил повестку и был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Служба шла нормально, молодой офицер-танкист был на хорошем счету, в 1939 году участвовал в освобождении Западной Украины. А потом...
Потом была война.
Великая Отечественная война для него началась 22 июня 1941 года. В 12 часов дня, когда вся страна слушала выступление по радио Вячеслава Молотова, старший лейтенант Кошаев в 30 километрах от границы уже дрался с фашистами. Около 4 часов дня его танк был подбит и сожжен, двое из экипажа погибли, Николай Кошаев и башенный стрелок получили ожоги. Это был первый день войны...
Великая Отечественная война убедительно доказала — бывший инженер оказался воином божьей милостью. Свидетельством тому — множество орденов, которыми был награжден Николай Михайлович, в том числе и в первые, самые страшные годы войны. Только фронтовики доподлинно знали, сколь высоко ценились редкие награды, полученные в «проигрышных» 1941-м и 1942-м. О некоторых из множества орденов и медалей полковника Кошаева мы и расскажем.
Орден Красной Звезды. Октябрь 1941 года. Немцы рвутся к Курску. Танкистам Кошаева поручили оборону шоссе. Старший лейтенант решил прибегнуть к хитрости, и незаметно для противника заминировать поле.
Из «Наградного листа»: «Тов. Кошаев <...> показал себя храбрым и мужественным патриотом нашей Родины. В р-не ЖДАНОВ, находясь под сильным артиллерийским и пулеметным огнем противника, лично сам минировал поля, что явилось хорошим заграждением для танков противника и этим помог сорвать атаку противника. Достоин правительственной награды «Орден Красной Звезды».
В этом бою немцы потеряли 17 танков, два из них подбил экипаж танка Кошаева.
Медаль «За отвагу». Октябрь 1942 года. Николай Кошаев уже майор. Вокруг — ад Сталинградской битвы, бои идут в районе бывшей деревни Старая Отрада, ставшей окраиной города.
Из «Наградного листа»: «Участник Отечественной войны с 22.6.1941. За время войны показал себя мужественным, стойким, презирающим смерть командиром. Являясь оперативным работником штаба, находится непосредственно в боевых частях бригады. <...> В боях в районе высок южнее СТАРАЯ ОТРАДА тов. Кошаев лично подбирал командный пункт бригады, умело его организовывал...».
Орден «Отечественной войны I степени». Май 1943 года. После гибели командира 11-й гвардейской танковой бригады Николая Бубнова бригаду принял бывший начальник штаба, гвардии полковник Николай Кошаев. Бригада дерется в Брянской области, под Севском.
Из «Наградного листа»: «За период боевых действий показал себя смелым, мужественным и волевым командиром. <...> Тов. Кошаев неоднократно сам находился в танках, ведущих бои, проявляя в каждом случае личное мужество и отвагу. В течении всех боев в районе г. СЕВСК бригадой нанесен урон противнику: сожжено танков — 75, подбито — 47, уничтожено пушек — 42, пулеметов — 68, солдат и офицеров — до 3 тыс.».
Орден Красного Знамени. Танковая бригада гвардии полковника Кошаева воюет на Правобережной Украине. Выведенная из резерва бригада с хода вступила в бой в районе Очеретня и нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.
Из «Наградного листа»: «С 25.1 по 4.2.1944 г. подбито и сожжено танков — 18, уничтожено пулеметов — 79, орудий — 34, автомашин — 349, ПТР — 12, минометов — 15, повозок с грузом — 1077, тягачей и бронетранспортеров — 89, лошадей — 405, солдат и офицеров — 5985».
Американский орден «Легион Почета» (Legion of Merit). 22 августа 1944 года в американском посольстве состоялось вручение офицерского ордена США полковнику Кошаеву. Вот как о получении этой награды рассказывал сам Николай Михайлович:
«Я вспоминаю, что когда началась Уманьская операция, к нам в бригаду прибыл американский военный корреспондент. Сначала он находился в танке, а потом ему очевидно надоело смотреть через смотровую щель, и на остановке он попросил автомат и с десантниками оставался на броне танка до конца дня. Очевидно ему было что рассказать на своей родине».
Звание «Герой Советского Союза», орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
В начале марта 1944 года полковник Кошаев возглавил дерзкий по замыслу и невероятный по смелости рейд группы из 18 танков по тылам немецких войск в районе города Умань. На острие удара, как всегда, шел танковый экипаж полковника Кошаева. Танкисты расстреляли аэродром с самолетами, разгромили штаб немецкой стрелковой дивизии, уничтожили 124 танка и сотни солдат и офицеров противника.
8 марта 1944 г. в районе села Краснополка 11-я гвардейская танковая бригада встала у разлившейся болотистой речки. Танкисты, покинув машины, начали таскать слеги и плетни из Краснополки, наводить гать. В это время начался налет вражеской авиации, и осколком авиабомбы полковнику отсекло кисть руки.
Командарм выслал за легендарным комбригом санитарный самолет, но тот не смог сесть из-за распутицы. Машина, на которой его вывозили, застряла в грязи. Перегрузили на танковый тягач... В итоге до госпиталя везли больше суток, началась гангрена и руку пришлось отнять по локоть.
В госпитале пришедший в себя полковник узнал о награде Родины за недавний дерзкий рейд. Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии полковнику Кошаеву Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Там же, в госпитале, гвардии полковнику Кошаеву было предложено новое место службы — чтобы избежать демобилизации по инвалидности, возглавить военную кафедру вернувшегося из эвакуации Московского института стали. Полковник вспомнил инженерную молодость на металлургическом заводе — и согласился. Сразу после выписки он отправился в здание на Калужской.
Начиналась новая жизнь...
___________
Другие мои рассказы об интересных людях вы можете прочитать здесь - https://author.today/work/41953. В этой книге вы узнаете, как хоронили Вячеслава Тихонова, где мальчик для удовольствий стал королем, кто назначил Сталина своим единственным читателем, что связывает "Одиссею капитана Блада" и резидентов внешней разведки НКВД и многое другое.