Найти тему

Первые провальные попытки создания вегетарианской культуры

Вегетарианцев XIX века часто считали слишком радикальными, слишком наивными или, проще говоря, чокнутыми. Их называли "полубезумными", "кислыми", "заблудшими" и "жуликами". И, признаться, у некоторых из них были довольно необычные идеи.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/05/22/14/55/almond-1408599_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/05/22/14/55/almond-1408599_960_720.jpg

Более чем за сто лет до первых хиппи-коммун, Амос Бронсон Алькотт основал вегетарианскую общину в Новой Англии, которую он назвал Фруктовыми землями. Алькотт на самом деле считал, что он сажает семена для Эдемского сада версии 2.0 и что Гарвард, штат Массачусетс, является землей обетованной.

Все в Фруктовых Землях носили специально разработанные туники и жили на растениях, выращенных в почве коммуны, которые, кстати, оставались неудобренными, потому что Алькотт утверждал, что навоз был слишком грязным. Это оказалось дорогостоящим, особенно в сочетании с отсутствием у жителей сельскохозяйственных навыков. Как только наступила первая зима, фруктовые земли обанкротились: урожай провалился, а есть было нечего.

Но, по крайней мере, Фруктовые земли существовали пару месяцев. Вегетарианская метрополия в Канзасе под названием Октагон-Сити так и не взлетела. Планы были грандиозными: город должен был простираться на шестнадцать квадратных миль, иметь сельскохозяйственный колледж и научный институт и обеспечивать себя экспортом фруктов, граммовой муки и граммовых крекеров. Но прежде чем Октагон-Сити смог начать экспорт, первых поселенцев прогнали змеи, преступники, враждебно настроенные индейцы и ... комары.

Такие неудачные, далеко идущие идеи, как Фруктовые Земли и Октагон-Сити, были бы достаточным основанием для того, чтобы удержать массы от присоединения к вегетарианскому движению. Но судьба подарила критикам вегетарианства легкое оружие: преждевременную смерть нескольких лидеров движения.

Несмотря на то, что эти смерти имели мало общего с отсутствием диетического мяса и были результатом туберкулеза, существовавших ранее заболеваний или отравления промышленными парами, слухи распространились. Люди начали задаваться вопросом: может быть, вегетарианский образ жизни все-таки не был таким уж здоровым.

А потом начались войны. Несмотря на то, что вегетарианское движение XIX века страдало от какой-то плохой прессы, оно все равно было относительно сильным. В конце концов, оно сумело убедить многих американцев и британцев удалить бекон и колбасу с их завтраков.

Но эти две мировые войны подтолкнули западные диеты обратно к мясным блюдам. Для начала, трудно ухаживать за животными, когда вокруг столько человеческих страданий. Как писал один писатель:

"В наши дни никто не плакал о лошадях". Никто не плакал о цыплятах и свиньях.

Кроме того, если бы вы были американцем или британским солдатом, вы вряд ли могли бы быть вегетарианцем. Армейские рационы были тяжелыми на мясо, так что если ты хотел, чтобы твой желудок был полон, у тебя не было другого выбора, кроме как съесть все, что большинство из них делали с удовольствием, конечно.

Для многих бедных, которые пополняли военные ряды, вновь обретенное изобилие животного белка стало мечтой. Они могли, наконец, часто впервые в жизни, съесть столько мяса, сколько хотели, мясо, которое так долго символизировало недостижимую силу и роскошь, и которое было заряжено умами, жиром и вкусами реакции Майяра.

Между тем, для американского и европейского гражданского населения мясо было настолько редким лакомством во время войн, что стало еще более статусным символом, чем раньше.

Социальные психологи скажут, что это был пример принципа дефицита в работе: чем меньше что-то доступно, тем больше мы это ценим.

Когда в 1940 году был проведен опрос, чтобы выяснить, что американцы жаждут есть больше всего, на первое место вышли ветчина и яйца, за которыми следовали первоклассные ребрышки, курица, омар и запеченная ветчина Вирджинии. Ни одно вегетарианское блюдо не попало в список.

В то же время, в Великобритании происходило нечто странное: количество вегетарианцев по выбору действительно возросло во время Второй мировой войны. Заставили ли тяготы войны британцев связать страдания животных с человеческими и вдохновить их на то, чтобы они перестали есть мясо? Не совсем.

То, что произошло на самом деле, было гораздо прозаичнее. В Британии, если вы зарегистрировались как вегетарианец, вам выделяли больший рацион сыра, гораздо более привлекательный, чем крошечный и ненадежный мясной рацион. Если вы хотели прокормить свою семью, выбор казался очевидным.

Но как только после войны свинина и говядина снова стали доступны, все эти "вегетарианцы" были более чем счастливы погрузить свои ножи и вилки в мясо - возможно, даже больше, чем раньше, так как новое послевоенное изобилие мяса стало символом мира и процветания.

Нехватка, войны, человеческие страдания, не оставлявшие места для заботы о животных, мясные армейские пайки - этого было бы достаточно, чтобы искоренить вегетарианское движение.

Но то, что Гитлер был вегетарианцем, также не помогло движению. Несколько биографов диктатора написали о его приверженности растительной диете. Он был явным ипохондриком: он принял желудочные спазмы за рак и беспокоился о том, что его мышцы дрожат.

Вегетарианская диета должна была помочь сохранить его драгоценное здоровье. В то же время, в движении, которое многим кажется странным, Гитлер объявил вегетарианские общества вне закона. Но это было совсем не странно. Он не только хотел отделиться от чудаков, жующих растений, но и не любил радикальные, контркультурные течения, которые были частью вегетарианского движения.

По мере того, как проходили годы, и шрамы войны становились далекими воспоминаниями, по мере того, как новые, более научно-обоснованные исследования начинали показывать преимущества безмясной диеты, число вегетарианцев на Западе резко возрастало. И все же, как и грамиты в девятнадцатом веке или пифагорейцы в пятом веке до н.э., эти современные пожиратели растений считались чужаками, осмелившимися отвергнуть общественные нормы.

Но что-то изменилось в 60-х и 70-х: быть чудаком было уже не так плохо. В эпоху развлекательных СМИ и телевидения, хиппи-любители растений были новостями. Они привлекали внимание и становились знаменитыми. Но когда 70-е переросли в 80-е, и потребители настроили свои телевизоры на такие шоу, как "Даллас и Династия", изображающие высококлассный образ жизни, ценности хиппи проиграли материализму. Что бы ни символизировало власть и силу, это было хорошо и желательно, будь то стейки или часы Patek Philippe.