Про этот эпизод Второй Мировой войны я хоть и знал, но многие моменты взял из статьи «Шоу на миллион долларов» моего коллеги Андрея Уланова, на сайте Warspot.ru.
История с захватом и разрушением Ремагенского моста вполне заслуживает право считаться уникальной за то, что такого использования самых различных образцов вооружения, причём нового для той войны, трудно где-то припомнить. Впрочем, судите сами.
Для начал кратко предысторию. Захват Ремагенского моста через Рейн не входил в планы союзников. По той простой причине, что они были уверены, немцы мост взорвут. Мост был действительно подготовлен к взрыву, и мало того, его даже взорвали при подходе американцев. Но получилось, как в известном анекдоте про летающего крокодила: взрыв был, на такой маленький-маленький. Словом, мост уцелел, и пока немцы разбирались, американские солдаты его уже захватили. Стоит отметить в тему, на вооружении американской боевой группы имелись крайне редкие на тот момент машины — танки М26 «Першинг».
Словом, мост достался американцам ну почти целый, что, естественно, вызывало крайне негативную реакцию немецкого командования. Река Рейн была практически последней серьезной преградой для наступления англо-американцев, и захват почти неповрежденного трёхсотметрового моста в этой ситуации выглядел катастрофой. Вывод простой — мост надо уничтожить. Отбить его у американцев выглядело задачей неразрешимой. Вермахт был настолько потрёпан, что собрать мощный ударный кулак было просто нереально. До и сколько-нибудь значимого количества танков поблизости не было в любом случае.
Задачу уничтожить мост возложили на авиацию.
И тут началось.
Первым чудо-оружием, которое попытались применить, стали реактивные бомбардировщики Arado Ar.234 из бомбардировочной эскадры KG 76. Ничего подобного не было на вооружении остальных стран-участниц Второй Мировой. Чудо-оружие себя не оправдало, мост уцелел, а один самолёт не вернулся — даже реактивный скоростной (740 км/час) бомбардировщик смогла достать американская зенитка.
Следующий заход на мост сделали штурмовики Focke-Wulf FW.190F-8. Их, конечно, трудно отнести к чудо-оружию. И, казалось бы, самолёт известный всем, кто хоть чуток интересовался Второй Мировой. Но, надо заметить, что для многих до сих является открытием, что «Фокке-Вульф» — это в первую очередь штурмовик. И в этом качестве смело может быть отнесён к лучшим самолётам в своём классе. Точнее, конечно, FW.190 — это многоцелевой самолёт, использовался и как фронтовой истребитель, и как истребитель-перехватчик, но для наших дедов и прадедов он был грозным штурмовиком. В случае с Ремагенским мостом «Фокке-Вульфы» выступили в роли классических пикирующих бомбардировщиков и попытались влепить в него пятисоткилограммовые бомбы. И даже два раза попали, согласно рапортам. Но мост продолжал стоять.
Дальше в ход собрались пустить самое неожиданное «оружие». Пилотам Люфтваффе озвучили личный приказ Геринга: требовалось найти добровольцев и уничтожить мост тараном. За что обещались посмертные Рыцарские кресты. И хотя вроде даже и добровольцы нашлись, но как-то эта затея развития не получила.
Вместо этого на мост снова пустили «Фокке-Вульфы» и «Арадо», причём последние испробовали тысячекилограммовые бомбы. Что тоже не дало результата.
Ночью для налёта на мост привлекли самолёты 1-й группы ночных бомбардировщиков (Nachtschlachtgruppe 1). Группа это была аналогична советским легким ночным бомбардировочным частям, и в ней тоже на вооружении состояли «небесные тихоходы» He.46, Ar.66, Go.145, FW.58, W34. Но к тому времени основным вооружением стали ночные бомбардировщики Ju.87D-7 и Ju.87D-8, переделанные из пикировщиков Ju.87D-3 и Ju.87D-5, соответственно. Я полагаю, что о существовании таких модификаций «Шутки» мало кто и подозревал. Впрочем, ночной налёт не удался, туман помешал.
На следующий день американские зенитчики могли познакомится ещё с одним достижением тевтонской конструкторской мысли в виде двух десятков реактивных Messerschmitt Me.262A-2 Sturmvogel. Эти реактивные «Мессершмитты» принято считать истребителями, и они таковыми тоже являлись, но данная модификация была бомбардировочной и могла нести две бомбы по 250 кг или одну 500 кг. Результатом налета была ничья — зенитчикам сбить никого не удалось, но и мост остался невредим.
Тут что называется коса на камень нашла, и в ход пошли ракеты «Фау-2». Обстрел ракетами ничего не дал, лишь показав несовершенство этого оружия. Теоретически точность попадания составляла 500 м. Но реально одна из ракет промахнулась на 40 км и упала в Кёльне. Насколько сильно промахнулись остальные — история умалчивает. Впрочем, пуски проводились издалека, позиции 500-го дивизиона спецназначения СС были в Голландии, почти в двухстах километрах от моста.
Для уничтожения моста привлекли боевых пловцов из спецкоманды известного Отто Скорцени. Но мост на этот случай огородили сетями, в которых трое диверсантов запутались и были выловлены. Ещё четверо погибли. На мосту нашлась работа довольно редкому оружию, прожекторным танкам М3А1 CDL. Создавались они ещё для высадки в Нормандии. Именно их прожектора и высветили диверсантов Скорценни.
Била по мосту и дальнобойная артиллерия. Калибром 150 и 210 мм, но немцы решили подвести ещё (гулять так гулять) и батарею мортир «Карл». Правда не успели.
Думаю, прочитав эти строки вы согласитесь, что вокруг Ремагенского моста можно было действительно увидеть много интересных образцов вооружения. Так что бой за мост действительно был уникальным.
Кстати, и финал в какой-то степени тоже довольно неожиданный — мост рухнул сам. Впрочем, тогда это уже не имело особого значения — американцы к тому времени форсировали Рейн достаточно крупными силами, а рядом с повреждённым мостом было наведено два временных.
Настоятельно рекомендую вам мою статью:
Уникальные сражения Второй Мировой: операция «Бразиль»