Национальность первых русских князей, упомянутых в наших летописях, остаётся предметом споров.
Призвание варягов – поздняя вставка в летопись
«Откуда пошла земля Русская?» – задавался вопросом Нестор-летописец. Самое удивительное – в том, что мы не знаем, как он сам ответил на этот вопрос!
На странность «Повести временных лет» обращали внимание многие исследователи русского летописания, начиная с академика Алексея Шахматова. Академик Борис Рыбаков убедительно показал: тот отрывок, в котором говорится о призвании в Новгород варяжских князей, был поздней вставкой в летопись! Он и по характеру изложения, и по смыслу противоречит стилю и общей концепции «Повести временных лет».
Нестор писал о Киеве как о центре сложения древнерусской государственности, и до поры ни словом не упоминал о варягах. Он рассказывал, как славяне расселились с Дуная под влиянием нашествия волохов. Некоторые историки видят в этом какие-то воспоминания о римских завоеваниях. Некоторые считают указание на Дунайскую прародину славян чистой легендой.
Однако академик Олег Трубачёв неопровержимо доказал, что такое расселение с Дуная имело место, а волохи это кельты. Экспансия кельтов (галлов) в разные стороны происходила в 4-3 веках до н.э. На юге они, как известно, брали в это время Рим, а на востоке дошли до Малой Азии и создали там государство Галатию. Наименование нынешней Западной Украины Галицией тоже есть отголосок этого древнего нашествия галлов.
Скандинавская версия
Но всё это не исключает того, что в какой-то момент варяги, они же норманны, викинги или скандинавы, стали играть выдающуюся роль в судьбах древней Руси. Под влиянием Ярослава Мудрого, женатого на шведской принцессе, и его потомков в русское летописание были внесены соответствующие правки. Тем более, что Рюрик сам, возможно, был скандинавом.
Имена таких русских правителей 10 века, как Олег, Игорь, Ольга, всегда были одним из серьёзных аргументов в пользу скандинавского происхождения Руси и её князей. Центром скандинавского влияния на Русь был Новгород, подвергшийся, вероятно, варяжской оккупации из соседней норманнской колонии Ладоги (Альдегейборг по-шведски). Археологи нашли также, по-видимому, опорные пункты варяжского владычества на Руси: Гнездово под Смоленском и Тимирёво под Ярославлем.
Имена Олег и Ольга являются мужским и женским вариантами одного и того же имени. У скандинавов они звучали Хельг и Хельга. Здесь надо внести лингвистическую ясность – Олег это не Олаф (распространённое ныне у скандинавов имя).
Хельг означало «святой», «вещий». Таким образом, эпитет Вещий, которым сопровождается имя князя Олега в древнерусских источниках, это, по сути, не эпитет, а перевод его скандинавского имени.
А не были ли они тюрками?
Впрочем, всегда были и есть сомневающиеся в традиционной версии. Никем пока не опровергнута возможность происхождения имени Олег от тюркского Хулагу – великий. И имя Ольги могло иметь такое же происхождение.
По одним летописям, Олег нашёл Ольгу, невесту для опекаемого им князя Игоря, где-то под Псковом. Была она незнатного, но варяжского рода. Однако в конце 19 века были обнаружены летописные списки, где Ольга названа болгаркой, а родиной её указан не Псков, а столица Болгарии Плесков (Плиска). От путаницы двух похожих названий, как считают сторонники болгарской версии, произошла традиция считать родиной Ольги Псков. Болгары же, как известно, исходно были тюрками.
Вопрос о национальности Олега и Ольги, таким образом, не может считаться окончательно решённым.