Когда впервые увидел раскрашенные кадры из легендарных фильмов, меня наполнила смесь бешенства и рвотного рефлекса. Эти жуткие зомби с мертвецким цветом лица - герои, любимые с самого советского детства (я родился в 1969-м)?!!!!! Цвета то блеклые, пожухлые и болотные, то жутко химозные, словно с аляповатых древних открыток или коробок с конфетами. И первый же вопрос - зачем? Зачем эти убогие "раскраски"?
Ведь черно-белое кино - это не просто фильмы "без цвета". Их снимали именно как ч/б - со своей палитрой оттенков, игрой света и тени, освещением под монохромную "картинку". "Раскрасить" хорошую черно-белую операторскую работу - это не просто "добавить цвета".
В хорошем кино работа с цветом, сочетание и выразительность цветовой палитры - это отдельное умение, сильное художественное средство, а не просто фиксация того, что елки - зеленые, а небо - голубое.
Интересно, что компьютерное раскрашивание классики на Западе вошло и довольно быстро вышло из моды в 80-90-х. Дельцы сильно сократили бизнес - коммерческий потенциал затеи был переоценен, да и мнение кино-сообщества внесло свою лепту. Ведущие критики и режиссеры ненавидели "раскраски", называли их "новым вандализмом", а Мартин Скорсезе дал процессу колоризации презрительное определение "цвет денег". Так почему в XXI веке в России эта метода оказалась ко двору?
Слышал неловкое оправдание - мол, современный зритель не смотрит классику, потому что не привык к ч/б. То есть если комедию 1936-го года превратить в жуткий "вырви-глаз" раскрашенный лубок - молодежь будет не оторвать от экрана? Серьезно? Зрители, привыкшие к изощренной "картинке" IMAX, купятся на аляповатые "раскраски"? Снимаю шляпу перед логикой "маркетологов".
Есть, правда, и другая версия, которую слышал от вполне информированных людей из индустрии. Не буду уходить в детали - нынче можно нарваться и на обвинения в fake news. Но, говорят, что под "правильным" грифом популяризации отечественной классики можно получить весьма выгодные контракты... Возможно, это просто слухи, так что утверждать не буду.
"Тихоход", "старики" и "Штирлиц" беззащитны перед "новым вандализмом". Но может есть другие способы прививать любовь к классике"? Или лучше оставить любимые фильмы в покое? Те, кто их любит, и так пересматривает снова и снова. Тех, кого они никак не затрагивают, вряд ли заманишь убогой "раскраской". Тогда зачем этот нелепый цветастый карнавал?