Найти тему
Рюкза-чок

Фотографии нет... Дню Победы посвящается...

Незабудка
Незабудка

Я совсем не знаю своего дядьки. Только то,что он был в нашей жизни. Далеко- далеко. Был черноволосым парнем...Когда-то ...Вот и все.

Был черноволосым, потому что

его отец Павел Саяпин был кудрявым и черноволосым.

Бабушка моя Саяпина Ирина Михайловна в далеком 1933 году приехала на строительство Комсомольска- на- Амуре. Комсомольск начинал строится в 1932, есть на берегу Амура камень, на котором написано:

,, Здесь в 1932 году высадились первые комсомольцы- строители города,,

Моя бабушка совсем не была комсомолкой, скорее напротив.

Она была молоканкой по вероисповеданию. Муж ее был расстрелян, бабушка раскулачена. От населения ее родного села Гильчин в Амурской области осталось только 4℅ жителей. Остальные сосланы, растреляны, разгромлены. Почему, как бабушка попала в Комсомольск мне неизвестно. Судьба молокан

сосланных страшна, их держали на молибденовых рудниках , в различных лагерях на Камчатке, Сахалине. Фамилия Саяпиных среди молокан известна. Это были богатые молокане. Которые держали лавки и производство в центре Благовещенска. Однако семья Саяпиных была очень большая, и какого Павла жена моя бабушка, в девичестве Филимонова, мы не знаем.

В Комсомольск бабушка прибыла с двумя маленькими детьми на руках, моим дядькой Анатолием и теткой Зиной. Они оба были черноволосы и кудрявы. В отца... Бабушка работала прачкой, жили в бараках. Сначало открыто, потом стали загораживаться одеялами. Первые годы строительства Комсомольска- были страшные. Цынга, обморожения...Первую зиму комсомольцы- строители переживали в палатках. Представляете, морозы 30- 40° в наших краях держатся пол зимы. Кто уходил со стройки по Амуру, замерзали. А больше никак уйти нельзя. Но бабушка- некомсомолка, как- то выдержала. Строили Комсомольск не одни комсомольцы, а такие, как она.

Дальлаг, военные строители и просто прибивщиеся люди.

Они не получали потом регалий.

Да и за что? За постиранные штаны строителей?..

Бабушка не только стирала, но всегда хорошо шила. Она привезла с собой швейную машинку. Она- то и помогла ей выжить.

Она могла шить и брюки, и рубахи, и платья. Все что угодно. На своем 80 году она еще шила платье моей дочке. А уж я- то всегда была нарядной. Как сейчас помню гладкий полированный пол в ее избе, и везде набросанные нитки и выкройки.

Через свое шитье она и познакомилась с моим настоящим дедом. Сергеем.... Он приносил ей на переделку штаны.И очень оценил мастерство.

Дед Сергей работал машинистом на паровозе. И был хрупким, болезненным человеком. Видно, ночные смены , тяжелый труд сломили его. Я его помню согнувшимся на крыльце. Он рано умер. Бабушка была главной в семье. Ее слушался дед. У них родились две дочери: Раиса и Анфиса. Так их назвал романтический дед.

Обе потом закончили школы ,получили дальнейшее образование. Мама стала учителем, а тетя Фиса, не знаю...

Где-то в неплохом месте работала. Бабушка в то время уже жила в своем трехкомнатном доме на окраине Комсомольска .Который построил дед. Бабушка не могла жить в каменных, и настояла на постройке дома.

Тетя Зина , первая дочь бабушки,

вышла замуж и всю жизнь прожила в Хабаровске. Замужем за военным. А вот дядя Толя, тот о котором я пишу в праздничный день 9 мая. Тот курчавый молодой парень, который прошел письмом через нашу жизнь, остался там в послевоенных. Все что мне известно о нем, это, то что он был призван, воевал и был ранен в голову. Рана была страшная. В нее входило два пальца моего деда Сергея. В армии у него была невеcта. Красивая... Она потом приезжала. Что сразу после войны он собирался жениться и писал ей письма. И что однажды прохладным вечером он не дошел до дома. Из -за ранения у него были приступы, во время приступа он упал лицом в глубокую лужу и захлебнулся...

Вот и все.

Вот и все, что осталось в памяти нашей семьи об этом человеке. А ведь он тоже был, учился, любил, страдал, пошел на войну, воевал....

А мало ли таких людей. Совсем молодых, которые остались письмом, кратким воспоминанием, печалью...И даже фотографии их нет...

Его родная сестра Зина так и не сказала своим детям правду о судьбе их деда. О страшных молоканских растрелах после восстания молокан в Амурской области.

И ее дети всю жизнь думали, что дед их погиб во время Гражданской, сражаясь за красных, гордились этим.

Вот такая непредсказуемая, сложная и запутанная история нашей Родины, России.

И не надо к ней относиться однозначно.

А сегодня память о тех ушедших, тихих, черноволосых, что остались письмом в нашей жизни....Память им... Память...

Пишите комментарии , читайте...