Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Откаты у детей с аутизмом и нарушениями развития: когда стоит волноваться и что делать, чтобы их минимизировать

Оглавление

Регресс развития или, проще говоря, откаты - одна из самых обсуждаемых тем среди родителей детей с нарушениями развития.

Родители очень переживают насчёт того, что ребёнок что-то начинал говорить/делать и тут раз и перестал. С учётом того, что откаты свойственны расстройствам аутического спектра и особенно характерны для его тяжёлых форм, волнения на этот счёт вполне понятны.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Но почему возникает регресс развития? Все ли откаты можно считать серьёзными? Давайте попробуем разобраться.

Почему наступает откат

На данный момент назвать какую-то одну причину потери навыков при аутизме и других нарушениях развития нельзя. Учёные сходятся в том, что причин много, некоторые из них могут комбинироваться между собой.

Какие-то причины вызывают серьезные откаты. Какие-то - лишь временное, неопасное явление. Мы рассмотрим самое основное и в том, и в другом случае.

  • Генетика

Чаще всего, именно генетические факторы становятся основой тяжёлой потери навыков. Среди болезней, которые приводят к регрессивной форме аутизма можно выделить синдром Ретта, туберозный склероз, синдром Мартина-Белл, лейкодистрофию, болезни накопления липидов.

Именно в этих случаях практически всегда наблюдаются наиболее пугающие родителей вещи из серии "Ребёнок перестал ходить, говорить, обслуживать себя".

Почему происходит откат:
Для всех этих болезней характерно проявление не сразу после рождения, а только после какого-то времени. Дети могут выглядеть полностью здоровыми, но в возрасте с 6 до 40 месяцев генетические дефекты становятся критическими для мозга. В итоге ребёнок, который чему-то научился за время нормального развития, начинает терять навыки.

В случае с синдромами Ретта и Мартина-Белл регресс навыков связан с тем, что дефекты в Х-хромосоме на определённом этапе не позволяют генам выключить одну программу развития мозга, и включить другую. В итоге нарушается созревание мозга, что и приводит к масштабному откату развития и появлению аутических симптомов.

Целый ряд генетических заболеваний может вызывать детское дезинтегративное расстройство (синдром Геллера) - тяжёлую форму аутизма с потерей ребёнком навыков после 2 лет и формированием тяжёлой, необратимой умственной отсталости. Это:

Туберозный склероз. Он приводит к образованию доброкачественных опухолей по всему организму, в том числе и в мозге. В зависимости от того, где угнездились опухоли, симптомы могут быть как очень смазанными, так и приводить к тяжёлым последствиям.

При лейкодистрофии в мозге распадается и неправильно созревает миелин (оболочка нервов, которая обеспечивает передачу информации между нейронами). Это приводит к появлению у детей, в основном дошкольного возраста, прогрессирующего слабоумия и распаду двигательных навыков.

Болезни накопления - из-за генетического нарушения обмена веществ в ЦНС накапливаются токсичные продукты обмена липидов (жиров), нарушая развитие мозга.

  • Инфекции

Очень часто встречается ситуация, когда откаты в развитии наблюдаются именно после какой-нибудь болезни.

Почему происходит откат:
Во время болезни все силы организма направлены на борьбу с инфекцией потому, что выжить приоритетнее, чем умение ходить на горшок и говорить "мама".
Из-за того, что детский организм изначально слабее и у него меньше ресурсов для борьбы, в период болезни часто приостанавливается физическое и моторное развитие, как вещи не первостепенной важности.

Если горшечный навык или речь только-только начали появляться, и до конца не закрепились, то в случае болезни в этот период, ребенок часто теряет навык полностью потому, что в ходе болезни малыш его не использует и забывает. К сожалению, придётся заново налаживать горшок, заново вытаскивать речь из ребёнка, как будто этого и не было.

С другой стороны, почти всегда такие откаты носят временный характер и встречаются у всех детей.

Повышенную готовность стоит проявить, если речь идёт об инфекциях, которые могут сильно поражать нервную систему.

Например, всё то же детское дезинтегративное расстройство иногда вызывается не наследственными факторами, а корью, а именно коревым подострым панэнцефалитом, который может долго протекать бессимптомно.

К поражению ЦНС могут приводить также энтеровирусы (особенно, вирусы полиомиелита и Коксаки).

Нередки тяжёлые осложнения и от бактериальных инфекций, таких как скарлатина и дифтерия.

  • Нерациональное или неполноценное питание

Казалось бы, мы живём не в то время, чтобы недоедать, но проблемы с неполноценным питанием у детей всё равно встречаются достаточно часто.

В младенчестве ребёнку могут неправильно разводить смесь и недокармливать/перекармливать. Или может не хватать грудного молока.

В более старшем возрасте становятся актуальными проблемы пищевой непереносимости, пищевой аллергии, болезней ЖКТ типа целиакии, непереносимости лактозы, дефицит ферментов и проблемы с выделением желчи.

Могут быть и личные "заморочки" родителей, например, строгая веганская диета, частые посты без дополнительных витаминно-минеральных добавок.

Почему происходит откат:
Потому, что организму не достаёт ресурсов для развития.
Чаще всего, ребёнок просто "буксует" в развитии. Но бывает и "маятник" - навыки ходят туда-сюда: то появятся, то пропадают.

Как решить эту проблему?

Со смесями и грудным молоком всё просто: следовать строго инструкциям на упаковке и начать докармливать, если малыш не прибавляет вес.

С подозрениями на болезни ЖКТ стоит посетить гастроэнтеролога. Он назначит и анализы, и УЗИ.

А ограничения питания нужно пересмотреть или добавить к ним витамины.

Что можно считать откатом и как с ним бороться

Прежде всего, надо обратить внимание на характер отката. Серьёзные, требующие немедленного обследования, регрессы - это когда у ребёнка был полноценный закреплённый навык, которым он уверенно пользовался до потери уже какое-то время.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Например, ребёнок стабильно ходил на горшок, имел осознанные, пусть даже лепетные, слова, хорошо ползал или бегал/прыгал. А, скажем, после болезни наступил распад: пропала или скатилась в бессмысленный лепет речь, ребенок перестал самостоятельно передвигаться или у него появились неконтролируемые движения, он начал ходить под себя и не замечать этого.

То есть, настоящий откат, который должен вызывать тревогу, это не тот вариант, где ребенок несколько раз сказал какие-то слоги, или пару раз сел на горшок, а потом это пропало. Настоящий откат - это потеря полноценных навыков.

Но я по себе знаю, что расстраивает любая потеря. Пусть не было, к примеру, полноценных походов на горшок, а всего 1-2-5 раз, а потом и это оборвалось, это всё равно очень демотивирует. Однако пропажу можно минимизировать!

Так как ребёнок легко теряет именно НЕ закреплённые навыки, простым и логичным решением является систематическое поощрение любого прогресса.

Сел ребенок на горшок или сделал туда случайно свои дела - обязательно нужно его хвалить. Причем не сухим словом "молодец" и пошли по делам, а радуясь и хлопая в ладоши, чтобы он понимал, что сделал что-то хорошее, и у него был стимул повторить и получить похвалу ещё раз.

Аутисты из-за проблем с эмоциональным восприятием могут не понимать даже бурной похвалы, поэтому их тренинг всегда включает в себя ещё и явные материальные поощрения: наклейки, вкусняшки (яблоко, банан, печенье и прочее).

Самая частая жалоба на откаты касается исчезновения речи и лепета. И если исчезновение развитой речи это действительно плохой сигнал, то с лепетом часто происходит вот что.

Если вы когда-нибудь пробовали просто заучить какое-то понятие или правило к экзамену, не вникая в то, что оно значит, то должны были заметить, что заучивание без понимания даётся трудно. То же самое происходит и с памятью детей, особенно тех, у кого сложности с пониманием речи - для них речь как раз вот это вот "заучивание непонятного шума".

Чтобы лепет и речь прочно закреплялись, их элементы должны что-то обозначать! Когда ребенок начинает связывать слово или лепетный слог с конкретным предметом (то есть, осознавать, что слово "стул" обозначает стул, а не холодильник, кота или бабушку), оно прочно закрепляется, именно потому, что что-то значит, а не является каким-то абстрактным непонятным набором звуков.

Лепет и речь можно закреплять как тот же горшок: радоваться им, привлекая внимание ребенка и показывая, что вам нравится, что он говорит. Если получится привлечь внимание малыша, то может получится и навязать ему и значение: "ма", например, это не просто "ма", а "ма-ма" и это слово обозначает конкретного человека. И этот конкретный человек откликнется на зов "мама" и придёт на помощь, что опять же поощряет ребёнка понимать и использовать речь. Почему? Потому, что ему это выгодно.

Спасибо, что прочитали материал!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Навязчивые действия (стимы) у детей с аутизмом и алалией. Стоит ли бороться с этим и как?

Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти

Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)