Автор: Марина Шимадина
«Преступление и наказание»
Основа: роман Федора Достоевского
Для постановки рок-опера была значительно переработана и получила новые аранжировки,так что история Достоевского, положенная на стихи Юрием Ряшенцевым, будет звучать вполне современно, а выглядеть вообще с иголочки. Британский сценограф Мэтт Дилли, которому доверили визуальный ряд, привез в Россию 6D-видеомэппинг, позволяющий проецировать изображения на любой движущийся предмет. Такие технологии раньше использовались разве что на концертах Мадонны и в Cirque du Soleil. Но для постановщика Андрея Кончаловского на первом месте стоит, конечно, не эффектное шоу, а погружение в пучины психологии Достоевского.
А для тех, кто не верит, что жанру мюзикла или рок-оперы под силу такие серьезные темы,мы подготовили обзор мировых и российских постановок по произведениям классической литературы.
«Моя прекрасная леди»
Премьера: Бродвей, 1956 год
Основа: пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион»
Это была одна из первых попыток использовать «большую» литературу в развлекательном жанре мюзикла. Молодые авторы, композитор Фредерик Лоу и либреттист Алан Лернер, шли строго по тексту знаменитой пьесы Бернарда Шоу, однако философские рассуждения драматурга о правах личности отошли на второй план, уступив первое место истории сказочного превращения привокзальной дурнушки в принцессу салонов. Да и финал создатели изменили, соединив главных героев, Пигмалиона и его Галатею, счастливым союзом. Мюзикл имел сокрушительный успех, был сыгран на Бродвее около трех тысяч раз, переведен на множество языков и через десять лет экранизирован. Правда, вместо начинающей актрисы Джули Эндрюс роль Элизы в фильме исполнила Одри Хепберн, но это только увеличило популярность мюзикла, ставшего вскоре настоящей классикой.
«Оливер!»
Премьера: Лондон, 1960 год
Основа: роман Чарльза Диккенса «Оливер Твист»
Роман Диккенса о жизни лондонского дна, конечно, далек от яркости и оптимизма пьесы Шоу. Поэтому автору мюзикла Лайонелу Барту пришлось изрядно помучиться с поиском продюсеров, считавших этот материал слишком мрачным. Но когда спектакль о жизнерадостном мальчугане, который умудряется сохранить честность даже в воровском притоне, увидел свет рампы, он сразу же полюбился публике и не сходил со сцены шесть лет, после чего перебрался через океан на Бродвей и получил там три премии Tony. А в 1968 году снятый по мюзиклу фильм выиграл целых шесть «Оскаров».
«Отверженные»
Премьера: Париж, 1980
Основа: роман Виктора Гюго «Отверженные»
Младшим братом английского Оливера стал французский Гаврош, вышедший на сцену в мюзикле композитора Клода Мишеля Шонберга и либреттиста Алан Бублиля. Но настоящая слава пришла к этому спектаклю именно в Британии, где за него взялся хваткий продюсер Камерон Макинтош, к тому времени уже выпустивший знаменитых «Кошек». Масштабная революционная эпопея Гюго нашла адекватное воплощение в постановке режиссера Тревора Нанна: настоящие баррикады на сцене, мощная музыка и драматичные судьбы героев не оставляли равнодушными никого. Вскоре «Отверженные» были переведены на 20 языков, поставлены в 40 странах и стали самым долгоиграющим мюзиклом мира.
«Джекилл и Хайд»
Премьера: Хьюстон, 1990 год
Основа: повесть Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Новелла Стивенсона об ученом, страдавшем раздвоением личности, не раз становилась благодатным материалом для экранизаций и театральных постановок. Но молодой, родившийся в Гарлеме композитор Фрэнк Уайлдхорн справедливо решил, что в жанре мюзикла этот готический триллер будет выглядеть еще более выигрышно. И не прогадал: у спектакля, в котором герой и антигерой объединялись в одном романтическом образе, сразу появилась куча фанатов, называвших себя «джекки», а песни разлетелись по радио- и телепередачам. В частности, композицию «This is the moment» часто использовали для различных конкурсов и соревнований.
«Нотр-Дам де Пари»
Премьера: Париж, 1998 год
Основа: роман Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Во Франции жанр мюзикла долгое время не приживался – гордые французы не хотели потреблять английские и американские театральные продукты. Все изменилось, когда композитор Риккардо Коччианте и либреттист Люк Пламондон представили публике концепт-альбом нового мюзикла по роману Гюго. Мелодичные, полные истинно галльской грации композиции сразу взлетели на вершину хит-парадов, так что к моменту премьеры публика знала их наизусть. Шоу не укладывалось в форматы Бродвея и Уэст-Энда и больше походило на театрализованный концерт с участием звезд эстрады, но это не смущало многочисленных поклонников мюзикла. В Лондоне и на Бродвее история любви цыганки и горбуна не имела особого успеха, зато настоящее признание ждало её в России: лицензионная постановка в Театре оперетты шла два сезона и заработала 15 млн рублей.
«Ромео и Джульетта»
Премьера: Париж, 2001 год
Основа: Трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»
Повторить успех «Нотр-Дама» пытался французский композитор, поэт и певец Жерар Пресгурвик. Он пересказал пьесу Шекспира своими словами, положив её на музыку в эстрадном стиле. Режиссер и хореограф Реда оформил спектакль согласно новому французскому канону: массивные подвижные декорации, эффектная хореография и минусовая фонограмма. (Поскольку французские мюзиклы часто играются не в театрах, а на стадионах и в концертных залах, живой оркестр в них участвует редко.) В Париже мюзикл за два года посмотрели более миллиона зрителей, а вот в Англии, на родине Шекспира, эта легковесная адаптация продержалась всего 4 месяца. Самой удачной европейской постановкой считается оригинальная венгерская версия. В московском Театре оперетты мюзикл в 2004 – 2006 годах тоже играли в новой авторской редакции.
«Монте Кристо»
Премьера: Москва, 2008 год
Основа: роман Александра Дюма «Граф Монте Кристо»
Театр оперетты, набравшись опыта на прокате зарубежных мюзиклов, решил выпускать свои по тем же французским лекалам. Любовная история, сильные страсти, энергичный кордебалет, декорации трансформеры, роскошные костюмы и стадионная музыка – все это было в мюзикле «Монте Кристо». И хотя партитура Романа Игнатьева не могла соперничать в лиричности и мелодизме с музыкой Коччианте, а сюжет романа Дюма был ужат до краткого синопсиса, спектакль приобрел огромную армию поклонников и продержался целых четыре сезона. И даже теперь, когда французского графа в Театре оперетты сменил «Граф Орлов», мюзикл регулярно возвращается на сцену: в 2016 году его будут играть один уикенд в месяц.
«Норд-Ост»
Премьера: Москва, 2001 год
Основа: роман Вениамина Каверина «Два капитана»
Другую модель выбрали для себя создатели первого российского мюзикла «Норд-Ост». Они ориентировались на «Отверженных», которых Алексей Иващенко и Георгий Васильев сначала хотели привезти в Москву. В «Двух капитанах», как и в романе Гюго, частные судьбы людей, дружба, любовь и предательство показаны на фоне исторических событий и катастроф, а эпический масштаб сочетается с лирикой и психологическим драматизмом. Партитура мюзикла была основана на мелодическим строе советских музыкальных фильмов, романсов и авторской песни, так что зрители тут же признали спектакль заморского жанра родным. Впервые в российской практике мюзикл шел в ежедневном режиме и за год был сыгран около 400 раз. Но его дальнейшую судьбу прервал теракт 23 октября, а новая гастрольная версия была фактически удушена властями.
«Алые паруса»
Премьера: Москва, 2010 год
Основа: новелла Александра Грина «Алые паруса»
Более счастливая участь ожидала мюзикл Максима Дунаевского: «Алые паруса» стали самым популярным его произведением после музыки к «Трем мушкетерам». Либретто повести было значительно переделано Михаилом Бартеневым и Андреем Усачевым, в нем осталась только линия Ассоль, на долю которой выпадают многочисленные испытания. Пьеса вообще получилась более жесткой, чем романтическая сказка Грина. Но музыка Максима Дунаевского, щедрого на мелодичные и мгновенно ложащиеся на ухо хиты, искупала некоторую мрачность и однобокость сюжета. Первыми «Алые паруса» поставили в РАМТе, но это был скорее драматический спектакль с музыкальными номерами. Зато потом мюзикл разошелся по всей стране и играется в Екатеринбурге, Новосибирске, Перми и Омске. Самая оригинальная постановка в стиле стим-панка была создана компанией «Русский мюзикл» в 2013 году, но сейчас она, увы, нигде не идет.
«Владимирская площадь»
Премьера: Санкт-Петербург, 2003 год
Основа: роман Федора Достоевского «Униженные и оскорбленные»
Композитор Александр Журбин одним из первых начал методично перекладывать классику на язык мюзикла. В его творческом портфеле есть произведения по Марку Твену и Теофилю Готье, Бабелю и Оруэллу, «Камере обскура» Набокова, «Доктору Живаго» Пастернака и даже «Мертвым душам» Гоголя. Одним из самых успешных и долгоиграющих оказался мюзикл по «Униженным и оскорбленным» Достоевского, поставленный сначала в петербургском Театре Ленсовета, потом в Перми у Бориса Мильграма и в Москве у Геннадия Чихачева.Диккенсовская по духу история, где сильные мира сего губят и унижают слабых, в спектакле обернулась эдакой оперой нищих – с масштабными декорациями зловещего, не парадного Петербурга, эффектными массовыми сценами и чисто русским надрывом.
В театрах Москвы и Петербурга можно увидеть еще немало мюзиклов по русской классике: «Дубровский», «Мастер и Маргарита» и даже «Онегин». Не все они, конечно, дотягивают до лучших образцов жанра. А из удачных новинок хочется отметить спектакль Алексея Франдетти «Рождество О'Генри», поставленный в филиале Театре Пушкина и также номинированный на «Золотую Маску». У нового для нас формата камерного мюзикла оказался только один недостаток – билеты в на этот спектакль достать невозможно...
Источник: Ваш Досуг