Вольфганг Амадей Моцарт был весёлым человеком и обладал очень своеобразным чувством юмора. В эпистолярном наследии композитора можно найти множество шуток, отличающихся...излишней натуралистичностью.
Чувство юмора
Удивительно, но все эти шедевральные пассажи взяты из одного письма Марии Анне Текле Моцарт — кузине композитора. Концентрация «дерьма» определённо зашкаливает. Таким образом Моцарт флиртует с «драгоценной кузинушкой-образинушкой».
Тема настолько близка нашему герою, что в письме к матери он развивает её в стихотворной форме:
«А Концерт напишу,
как приеду в Париж,
Чтоб его навалять,
мне присесть надо лишь».
Впрочем, Моцарт любил и другие шутки. В письмах он частенько менял местами слова. Вот какая очаровательная бессмыслица вышла у него в послании к жене:
«Надеюсь, что сразу по приезде моё письмо вручило Тебе Сабинду — прочитав Сабинду, Ты наверняка будешь довольна, что я велел письму ехать в Баден. Письмо сегодня ночью спало у меня, а Сабинду я написал сегодня утром» (Сабина — имя служанки).
Синдром Туретта
В Journal of neurology neurosurgery and psychiatry была опубликована статья, автор которой пытается объяснить своеобразное чувство юмора Моцарта синдромом Туретта.
Согласно исследованиям, данное расстройство обнаруживается у 3,8% детей, и две трети из них страдают от сопутствующего синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).
Наиболее распространёнными симптомами синдрома Туретта являются двигательные тики и копролалия — болезненная склонность к нецензурной брани.
Ученые пришли к выводу, что выражения, не принятые в культурном обществе, фигурируют в каждом десятом письме Моцарт. Также известно, что он с трудом мог находиться в состоянии покоя — даже во время написания музыки композитор скакал на лошади, бегал по комнате или играл на бильярде. Возможно, всё это действительно было проявлениями синдрома Туретта.
Или нет?
Но могут быть и другие объяснения. Например, можно предположить, что шутки Моцарта были чем-то вроде якоря, удерживающего гения, парящего в высших сферах, на земле. Создавая божественную музыку, Моцарт мог вполне осознанно примерять на себя маску пошляка в качестве своеобразной релаксации.
А быть может, Моцарт просто был большим ребёнком, для которого не существовало правил поведения, принятых в обществе. Его сестра Мария Анна (Наннерль) писала: «Достигнув высшей стадии развития как художник, он оставался младенцем в том, что касалось обыденной жизни. До конца жизни он так и не научился самоконтролю».
Вопрос остаётся открытым. Но с уверенностью можно сказать вот что: Вольфганг Амадей Моцарт находил в себе силы постоянно шутить, несмотря на сумасшедший объём работы, проблемы со здоровьем, бесконечные финансовые трудности и непростые отношения с работодателями. Возможно, шутки и не продлевают жизнь. Но гений и отсутствие чувства юмора — несовместимы. Успехов!