Способность быстро и эффективно управлять перемещением военных и производительных сил, людей, техники, продовольствия, боеприпасов, топлива, медикаментов входит в число важнейших факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Есть подвиги, о которых слышал каждый. И гораздо больше историй, о которых нам уже не суждено услышать. Так, огромное влияние на ход войны оказали люди, которые обеспечивали бесперебойное снабжение фронта и тыла вооружением и продовольствием, отвечали за транспортировку войск и материально-технических ресурсов. Многокилометровые расстояния, непростые природные и климатические условия, отсутствие дорог и безопасных маршрутов, транспортного сообщения – те, кто занимался снабжением, изо дня в день решали невыполнимые задачи.
В начале войны обстановка складывалась неблагоприятно – вооружения и боеприпасов не хватало, запасы продовольствия стремительно сокращались, тогда как армия и военные расходы росли ежедневно. Сложившееся положение требовало системных решений и перевода всей социально-экономической системы страны на рельсы военной экономики. Одним из главных лозунгов того времени, как известно, стала фраза: «Все для фронта – все для победы».
В первую очередь остро встала проблема производства вооружения и боеприпасов – под это были переквалифицированы многие предприятия. За второе полугодие 1941 года было выпущено 30,2 тыс. орудий.
Но так как до войны не был разработан алгоритм отчетности об остатках вооружения и боеприпасов, поставки лишь частично покрыли потери 1941 года. Ответственные за снабжение просто не знали, какой объем боеприпасов и орудий необходим и как скоро. Чтобы удовлетворить потребности фронта, нужно было реорганизовать работу Главного артиллерийского управления (ГАУ) и центральных органов тыла, быстро мобилизовать и интенсифицировать военную промышленность.
После отладки этих процессов и удовлетворения текущего спроса фронта началось формирование запасов орудий, минометов и особенно стрелкового вооружения. Были поставлены задачи по интенсивному увеличению производства боеприпасов, проблему недостатка которых так и не удалось решить до конца.
Отдельного внимания заслуживает процесс доставки вооружения и боеприпасов до мест проведения военных действий. Железные дороги были загружены и чаще других минировались. Поэтому к транспортировке этих ресурсов привлекалась автомобильная техника и авиация. Прокладывались новые транспортные пути. Особую сложность представляла транспортировка вооружения в условиях горного рельефа. Здесь использовали вьючных животных (как правило, мулов). Также привлекались силы местного населения и гражданская техника, например, тракторы.
Продовольственное снабжение страны, особенно в начальный период войны, осуществлялось в крайне тяжелых условиях. Государство было вынуждено отступать и лишилось крупных запасов производства: большое количество складов оказалось в оккупированных районах, из западных приграничных областей не удалось вывезти свыше 70 процентов мобилизационных запасов.
Вера, я прошу тебя, организуй как-нибудь подвозку навоза на огород и подготовь его для посадки картофеля. Позаботься заготовить продуктов на следующую зиму. Надеяться на государственное снабжение не приходится, потому что война возьмёт многое у страны
Из письма Василия Александровича Садырина, командира артиллерийского отделения, жене Вере, 1942 год
Продовольственная проблема обострилась и в связи с мобилизацией из сельского хозяйства большей части работоспособного мужского населения и техники. Снизились посевные площади, высокими темпами истощались запасы.
Большую роль в управлении снабжением сыграло внедрение строгой системы контроля и учета запасов, четкая система распределения наличных продовольственных ресурсов. В 1941–1942 гг. на централизованном государственном продовольственном снабжении находилось около 77 млн. «гражданских», военнослужащие, кормом снабжались свыше 1,2 млн. лошадей.
Введение строгой карточной системы снабжения обеспечило планомерное распределение и экономное расходование продовольственных ресурсов. Важно было в первую очередь определить приоритетные для производства продукты питания, эвакуировать легкую промышленность из зоны боевых действий, а также обеспечить мобильность складов продовольствия, находившихся непосредственно на линии фронта.
Ну, дорОгой пришлось в походе крепко поголодать, суток 5 прожить без хлеба совершенно, чего еще в жизни ни разу не переживал. Крепко ослабли. Ну, а сейчас дошли до части, и начали снабжать, то, что поступает, дают, и если б не проклятые плохие дороги, то снабжение было бы нормально и жить можно. Но бывают перебои только из-за доставки, и если полную норму другой раз получишь, то, действительно, будешь сыт.
Из письма семье Палихина Николая Васильевича, снайпера 1184-го стрелкового полка, 1942 год
С точки зрения логистики особую сложность представляло снабжение осажденных территорий. В частности, решающее значение в улучшении снабжения войск и населения блокадного Ленинграда имел подвоз продовольствия по открытой ледовой трассе через Ладожское озеро.
Заметное улучшение в обеспеченности действующей армии наступило уже летом 1942 г., хотя неравномерности в запасах продовольствия к этому времени преодолеть еще не удалось. Ежедневные донесения об обеспеченности войск дали возможность отладить процессы и своевременно принимать меры по пополнению запасов. С 1943 г. государство начинает снабжать семьи фронтовиков огородными участками и семенами.
По мере продвижения советских войск на запад излишки продовольствия, оставленного войсками фронтов в их тыловых районах, передавались военным округам, гражданским организациям, совхозам и колхозам. Этим органы оказали существенную помощь в восстановлении разрушенного народного хозяйства в прифронтовых районах страны.