Вот мы с ребенком уже больше месяца в карантине. И я вижу потрясающие результаты:
- заметно улучшилась речь, раньше сын предпочитал изъясняться односложно, а теперь постоянно шпарит фразами. Иногда это правильные, иногда это ломанные, но все-таки предложения. Меньше аграмматизмов. Появляются вопросительные слова "что","куда";
- когда сын насвинячит, то сам несет тряпку/веник/совок или просит нас помочь убрать. Раньше - нагадил и побежал, его колышет, постирана ли его одежда, и все ли детали мозаики лежат в своей коробке;
- ребенок научился играть в настолку;
- с чуть меньшим отвращением рисует, лепит, мастерит руками, собирает башенки из того что под рукой, хотя по-прежнему это его напрягает;
- каждый день занимается физкультурой, что раньше тоже было проблемой проблем;
- истерики не такие бурные (впрочем, дома мы их просто не замечаем).
Матушки мои, что же с людьми скука делает!
Когда я училась на курсах, психиатр, которая читала нам лекции, заметила, что аутистам нужен однообразный ритм жизни, где все разнообразие - в новых учебных заданиях. Тогда я приняла ее слова скептически.
- Может быть, ДРУГИМ это нужно, а мой ребенок веселый, общительный: он хочет перемен и развлечений.
И я развлекала сына как могла: мы много гуляли, ходили в игровые центры и парки развлечений. Про занятия не забывали, но жизнь моего сына была разнообразной и веселой. И мальчик развлекался как мог. Карантин перекрыл нам все эти вещи, и у него проснулся интерес к более трудным и скучным для него вещам. В начале карантина сын очень скучал по садику, но теперь я ни вижу никаких признаков "психической травмы".
Одна мама ребенка с высофункциональным РАС как сказала:
- Чтобы чему-то научить моего сына, надо запереть его в пустой комнате без мебели и игрушек, где из развлечений будет только книга.
В АBA это называется "мотивационными операциями", мы лишаем ребенка сладкого, чтобы он работал за конфеты, ограничиваем доступ к играм и игрушкам. Но... а как же остальная жизнь?
Предвижу, что в общество, т.е. в садик, нам будет возвращаться непросто. Обязательно будет социальный откат. Но пока карантинная жизнь показала мне моего ребенка только с хорошей стороны.
А вы что думаете? Должна ли жизнь ребенка с РАС быть однообразной или нет?