В Китайской мифологии, отлично от Европейской, наблюдается большое разнообразие единорогов - Цилини (Кирины), Се Чжи, Писюэ в ассортименте подвидов, Лу Дуани и прочие Комайну. Есть похожие на оленей, баранов, львов и собак. Бывают очень добрые и очень свирепые, и все это - совершенно разные волшебные звери, с разнообразными "мифологическими функциями" и символическими значениями.
В цикле статей о "Китайских Единорогах" мы попытаемся внести немного порядка в это разнообразие, для того, чтобы понять как отличить одного из них от другого, узнать когда и и зачем они были придуманы и как называются в разных странах Дальнего Востока.
Цилинь Qílín (麒麟) - Яп. Кирин (яп. 麒麟) Кор. Kỳ lân (기린 или 전설)
Стройно-ногий Цилинь - “самый старинный” из известных ныне Китайских единорогов. Он входит в четверку "Благородных благовещих существ" Китайской мифологии, которая состоит из Дракона, Феникса, Единорога-Цилиня и Черной Черепахи-Воина. Все вместе они являются хранителями частей света, причем Цилинь отвечает за охрану Запада.
Впервые упоминание о Цилине мы находим у Конфуция (551–479 гг. до н.э.), а его каменные изображения появляются в эпоху Поздняя Хань (25–220 гг. н.э.).
Внешность :
- В Ханьских источниках Цилинь описывается как: "...животное, напоминающее оленя (вола) с одним рогом, с коровьим хвостом и лошадиными копытами, выше трех метров ростом. Передвигаясь, оно не причиняло вреда даже букашке, ступая по траве, цилинь не приминал ее. Продолжительность жизни - три тысячи лет."
- В энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что: "у цилиня тело оленя, но меньше размером, шея волка, хвост быка, один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом), копыта коня, разноцветная (по другим версиям, бурая) шерсть (в источниках также упоминаются белые и зеленые цилини). Он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. ... Отличительным признаком является его неострый рог, которым он не может причинить вреда."
- Японский ученый Идзуси Ёсихико выдвинул гипотезу, что "образ цилиня развился на основе представлений об олене", тем более, что "в древних текстах цилинь часто упоминается наряду с оленями, как их своеобразный вожак".
Японский Кирин - аналог Цилиня, чаще всего его изображают с чешуйчатым телом, напоминающим тело пятнистого оленя, одним рогом и пышным хвостом. Так же можно увидеть его описание в виде существа с телом быка или дракона - поэтому появляется изображение чешуи и огня.
То есть, запоминаем главное отличие: Цилинь (яп. Кирин) - это единорог с копытами!!! Единороги с когтями называются по-другому.
Символизм:
Символическое значение Цилиня - вестник благоприятных событий, символ благополучия и удачи. Это небесное существо живёт две тысячи лет, и увидеть его можно в начале новой эры — как говорят, он появляется при рождении великого лидера. Самая распространенная легенда о Цилине рассказывает, что мать Конфуция встретила его перед рождением ребенка своего великого сына.
Благодаря этой легенде, за Цилинем закрепилась функция "дарителя великих сыновей", что в традиционном Китае сравнимо со всеми видами счастья, благополучия и удачи одновременно.
В культуре и изобразительном творчестве Китая на эту тему существуют следующие распространенные сюжеты:
- "Спускающийся с неба цилинь приносит сына" (麒麟送子, цилинь сун цзы)
- "Мост Цилиня" (麒麟桥, цилинь цяо) - кирпич под названием «мост цилиня» пожелание основыванное на игре слов: «кирпич» (砖, чжуань) был созвучен со словом «передавать по наследству» (传, чуань), которые вместе с упоминанием цилиня должны были возыметь желаемый эффект
- - Изображение цилиня в окружении детей или богини Гуань Инь верхом на единороге с младенцем на руках - украшали стены спальни, дабы способствовать появлению многочисленного потомства.
- - «Радость линя» (麟喜, линь си) - Поздравление с рождением сына.
В завершении, нельзя не сказать о том, что Цилинь представляет собой единение двух начал, пяти элементов, пяти доблестей и пяти символических цветов. В самом его имени, состоящем из иероглифов ци (麒) — самец-единорог и линь (麟) — самка единорога, отражается гармония единства противоположностей, которая и обусловила его символическую нагрузку.
_______________________________
Часть 2: Разнообразие фауны Китайских Единорогов - Хранители закона и справедливости Сечжи и Лудуань.
Часть 3: Разнообразие фауны Китайских Единорогов - Свирепые воины семейства крылатых львов
_______________________________
Автор статей цикла: Рудина Валерия
Приготовлено специально для информационных публикаций "Первой Московской Галереи Восточной Живописи" (с) mos.gallery
При полном или фрагментарном использовании текста публикаций - указывайте, пожалуйста, ссылку на источник.