Найти в Дзене
Antítesis

Экономический ликбез для Владимира Соловьёва

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ (Полный контакт, Вести ФМ, 04.04.2019) :

«Предприниматель, если угодно, — это самый удивительный чёрный ящик, в который ты вкладываешь, вот, казалось бы, элементарные вещи, а на выходе получаешь прибавочную стоимость... У тебя есть рабочий, но сам по себе он не создаст прибавочной стоимости... странное, абсолютно иррациональное явление, которым является предпринимательская деятельность».

Кандидат экономических наук, преподававший экономику в американском университете, по всей видимости, путает прибавочную стоимость с добавленной стоимостью, как и его коллега Сергей Михеев. Если всё же он имеет в виду именно прибавочную стоимость, то странно, почему она для него является загадкой, тем более, что себя он неоднократно называл знатоком марксизма. Этот термин взят из марксистской политэкономии, поэтому нужно просто прочитать определение прибавочной стоимости, данное Марксом. В этом определении указан и её источник, совсем не иррациональный. Впрочем, то же с добавленной стоимостью, имеющей абсолютно земное, материалистическое происхождение. То же и с прибылью.

Добавленная стоимость — превышение стоимости готового продукта над стоимостью исходного материала (табуретка стоит дороже, чем деревянный чурбан, из которого она изготовлена, бензин стоит дороже нефти и т. п.). Приращение стоимости создаёт труд. Об этом современные экономисты-рыночники не говорят, у них приращение стоимости никак не объясняется, а арифметически вычисляется вычитанием из одного числа (стоимость готового продукта) другого (стоимость исходных материалов).

(Замечание в скобках. Здесь мне приходит на ум аналогия из физики. Учёные умеют проводить вычисления по формулам квантовой механики, но почему уравнения (и вычисления) именно такие, не понимают. Ричард Фейнман говорил, что «никто по-настоящему не понимает квантовую механику». Квантовая механика работает как по мановению волшебной палочки. Но, в отличие от квантовой механики, в которой нет объяснения уравнению Шрёдингера, объяснение происхождения капиталистической прибыли дано Марксом ещё в 19 веке, поэтому не надо притворяться, что здесь есть какая-то иррациональность и сверхъестественность! А если притворства нет, то стыдно должно быть за своё невежество.)

Рабочий трудится на свою зарплату, на свой карман только часть рабочего времени (положим, два часа — необходимое рабочее время), а остальное время (шесть часов — прибавочное рабочее время) — на капиталиста, на его карман. Весь труд рабочего идёт на приращение стоимости продукта. Одна часть труда — это зарплата рабочего. Другая часть — не оплачиваемая. Вот этот неоплаченный труд и создаёт прибавочную стоимость, которую в денежном выражении капиталист кладёт себе в карман. Она и есть прибыль капиталиста.
Говоря терминами из «Капитала», добавленная стоимость — это сумма переменного капитала
v (зарплата рабочего) и прибавочной стоимости m. Если прибавить сюда постоянный капитал c (стоимость сырья, материалов), то получим полную стоимость товара w = c + v + m.

Продукт производится совместно, а прибыль забирает себе капиталист (заработная плата рабочих — это в бухгалтерских книгах не прибыль, а издержки капиталиста, наравне с другими затратами, а рабочие — это не полноправные партнёры, с которыми предприниматель делится прибылью, а продолжение станков). Прибыль предпринимателя — это не плата ему за труд по руководству предприятием (ведь можно нанять управляющего), а результат присвоения продукта неоплаченного труда наёмных работников. Это присвоение осуществляется законно, по праву хозяина средств производства. Деятельность предпринимателя по управлению, какой бы реально положительной она ни была, прибыли не даёт (иначе не было бы и смысла в частной собственности — будь просто руководителем с большим жалованьем, рассчитываемым по вкладу в результат).

Всё это притворство некоторых либералов (Соловьёва в частности) в якобы непонимании механизма образования капиталистической прибыли объясняется тем, что они сознательно не хотят видеть, что стоимость и вообще материальные блага создаёт Т Р У Д. Как только они признАют, что только труд создаёт богатства, так сразу будут вынуждены признать наличие эксплуатации. А признав эксплуатацию и необходимость её уничтожения, тут же последует вывод о необходимости уничтожения частной собственности, как основы и источника эксплуатации. Только этим можно объяснить их "непонимание".

Я не хочу сказать, что предприниматель есть абсолютное зло. Капитализм — прогрессивный строй по сравнению с предшествующими общественно-экономическими формациями, капиталисты в погоне за прибылью при свободной конкуренции развивают производительные силы человечества, всё лучше удовлетворяют потребности людей. Цель извлечения прибыли находится в прямой связи с удовлетворением потребностей общества. Но, как учит диалектика, всё меняется, развивается, появляются новые качества, возникают и нарастают противоречия, верное в одних условиях перестаёт быть верным в других. В эпоху свободной конкуренции — одно. В современную эпоху монополистического капитализма — другое. Мы видим уже сейчас, как прибыль капиталиста и польза обществу перестают коррелировать и часто вступают в противоречие (примеров многие тысячи).

И ещё одно замечание. Не нужно путать прибыль вообще и прибавочную стоимость. Прибыль может быть в отсутствие прибавочной стоимости — у частного предпринимателя, не имеющего наёмных работников, приносящих ему прибавочную стоимость. Прибыль и прибавочная стоимость равны лишь при условии товарного обмена на основе строгого равенства стоимостей. Но далеко не всегда это так. Прибыль (сверхприбыль) может возникать в результате монополистического в том ли ином отношении положения предпринимателя на рынке: так удачно для предпринимателя могут сложиться обстоятельства в определённом месте в определённое время, что возможно установление сверхвысоких цен на продукт, намного выше реальной стоимости товара — простым повышением номинальной цены при отсутствии у покупателя возможности выбора. Грубый пример: умирая от голода, можно отдать слиток золота за миску каши. Но это не есть возникновение прибавочной стоимости, т. к. она возникает только в процессе производства, но не одного обмена (на рынке обмениваются равные стоимости, если не считать многочисленных несправедливых обменов, которые в сумме друг друга уравновешивают: один обманывает другого, но и сам обманывается другими и никакой прибавочной стоимости не создают); прибавочная стоимость в отличие от прибыли — это всегда реально созданный продукт производительным трудом и никак иначе. Если я ограблю на улице человека, то окажусь с прибылью, но не создам никакой стоимости.

Капиталист может увеличивать прибыль, например, при использовании более дешёвых, менее качественных материалов, суррогатов, несоблюдении технологий с целью снижения издержек и выдавая при этом производимые товары за более качественные и дорогие, равные по качеству и стоимости продукции конкурента. Это есть обманный способ, т. к. происходит неравноценный обмен, не равных стоимостей.

Есть ещё способ инфляции, которая, как известно, представляет собой общее повышение цен на товары. Между повышением цен в магазинах и повышением заработной платы (индексированием её в связи с инфляцией) всегда существует временной интервал, который и позволяет капиталисту получать дополнительную прибыль, снижая при производстве товаров относительный уровень издержек на оплату труда наёмных работников.

Есть и честный способ увеличения прибыли — за счёт применения новейших технологий, снижающих затраты на производство единицы продукции (энергии, материалов, рабочей силы). Индивидуальная стоимость продукции на таком предприятии ниже, а продаётся она на рынке по более высокой стоимости, определяемой общественно-необходимыми (средними) затратами труда. Но такое исключительное преимущественное положение предпринимателя-новатора сохраняется лишь до тех пор, пока другие предприниматели не начинают использовать ту же технологию (потому-то в современном мире так не хотят делиться технологиями, хранят их в тайне: чтобы иметь возможность получать сверхприбыль, — хотя всеобщее и свободное использование новых технологий, казалось бы, во благо всему обществу). При  свободной конкуренции внедрение новых технологий осуществляется рано или поздно всеми капиталистами и преимущество от единоличного владения ими теряется, норма прибыли при свободном перетекании капиталов выравнивается и единственным гарантированным постоянным источником прибыли остаётся присвоение продукта неоплаченного труда наёмных работников — прибавочной стоимости.

Все немарксистские теории объясняют образование прибыли случайными причинами, изменяющими конъюнктуру рынка и конкурентное равновесие. Лишь марксистская политэкономия указывает постоянный, регулярный источник прибыли предпринимателя — присвоение прибавочной стоимости, как результата неоплаченного труда наёмных рабочих.

Альберт Тарасов

Мой Твиттер