Найти тему
Таксометр

История такси в России: послевоенное время

Я часто пишу о будущем и делаю какие-то прогнозы, но невозможно размышлять о будущем, не зная прошлого. Сегодня хочу рассказать о том, как такси расцвело после Великой Отечественной и как оно менялось до распада СССР.

До этого я писал про эпоху извозчиков и первые машины с таксометром в России.

Лимузины для всех

-2

Во время Великой Отечественной войны все пригодные машины из таксопарков отправились на фронт. Исключением стала ЗиС-101. Они остались в тылу из-за плохих проходимости по бездорожью и манёвренности.

ЗиС-101 это представительский автомобиль с кузовом типа «лимузин». Из-за озвученных выше причин можно сказать, что в течение нескольких лет в такси можно было ездить только на лимузине.

Конечно, такая ситуация продлилась недолго. К концу 40х годов ЗиС-101 начал пропадать из таксопарков. На смену ему пришли новенькие «Победы» и ЗиС-110. Тогда же начали задумываться над тем, что такси должно выделяться в общем потоке машин.

Власти Москвы приняли единый стандарт для внешнего вида такси — светлый верх, серый низ, опоясанный шашечками, и световой сигнал зеленого цвета с надписью «Свободен».

Народное такси

В конце 50х годов власти задумались об обновлении таксопарка на более современные и практичные модели. На смену «Победам» и ЗиС-110 пришли «Москвич-402» и первая ГАЗ-М-21 «Волга». Эти модели были лучше подготовлены к повседневному использованию такси, чем их предшественники.

Сиденья водителя и переднего пассажира были разделены. Причем переднее пассажирское сиденье раскладывалось горизонтально, чтобы можно было перевозить грузы, которым не нашлось места в багажнике. Это было удобно, когда в такси ехали мамочки с колясками или кто-то вез из магазина только что купленный новенький телевизор. Кстати, именно на «Волгах» впервые начала внедряться система радиотелефонной связи с диспетчером.

Затем в 1968 году было принято решение снова перекрасить все машины в единый цвет. Теперь верхняя часть всех столичных автомобилей должны были быть покрашены в красно-оранжевый цвет. Правда через пару лет на улицы Москвы вышли ГАЗ-24, у которой верх машины отличался от других, идея с «шапочками» была отложена в долгий ящик.

Интересно, но до 1973 года проезд в такси стоил 10 копеек за километр. На эти деньги можно было купить бутылку «Буратино» или сводить ребёнка в кино.

Олимпиада и конец государственного такси

-4

К началу Олимпиады 1980 по международным требованиям такси становится ярко-лимонного цвета, а на крыше у него появляется оранжевый плафон с шашечками, который подсвечивается в ночное время.

В 80е самой популярной машиной в таксопарках была, конечно же, «Волга». Государство часто пыталось наполнить флот «Москвичами», однако по нескольким причинам они не выдерживали конкуренции с «Волгой». Во-первых, «Москвич-408» и «Москвич-412» просто не справлялись с нагрузками, которые требовались в такси. Во-вторых, «Волга» попросту завоевала народную любовь и не нуждалась в замене.

В таком формате и просуществовало советское такси до самого распада СССР. Вместе с ним на замену государственному контролю пришли рыночные условия. Появилось большое количество таксопарков, требования к внешнему виду стали условными, а модельный ряд перестал контролироваться.

С одной стороны, в государственном контроле за таксопарками есть плюсы. Таксисты в СССР проходили хорошую подготовку и подвергались различным санкциям при нарушениях. С другой стороны, в текущих условиях государственное участие в этой сфере не оправдывает себя. Во-первых, такая схема не позволит покрыть спрос. Во-вторых, управление автомобилем больше не сродни ракетной науке. Машины стали намного понятнее, а люди лучше готовы к этому. 

Что бы вы перенесли из советского такси в современное? Почему?

______________________________

Поставьте, пожалуйста, лайк публикации, если вам она понравилась! Спасибо за прочтение! Мои статьи также можно читать в VK.