Как вы начали изучать русский язык? Когда вы были младенцем, наверняка ваши родители показывали вам карточки с буквами и объясняли, как правильно их произносить.
Что за чушь! Конечно же всё было не так! Какой глупец будет мучить своего ребёнка таким образом.
Разумеется, дети учатся постепенно, наблюдая за взрослыми и слушая их речь. Когда малыш идёт в школу, он уже хорошо владеет русским языком, а на уроках осваивает более тонкий навык использования речи.
Многие родители считают, что обучение начинается с правил. Они ждут, например, что дети на уроке английского языка прежде всего будут изучать алфавит. Вместо этого детишки поют песенки, а перед глазами у них английский текст. "Ну и дурочка наша училка! Неужели она не понимает, что дети не знают английского и не могут прочитать текст!" Примерно такие мысли приходят в голову возмущенных пап и мам. Вот тут и нужно вспомнить, что изучение родного языка мы с вами начали вовсе не с алфавита.
Знаем, что делать, но не знаем, что делаем
На этом этапе обучения мы способны лишь имитировать поведение других и повторять. Нас только-только приглашают в игру, правил которой мы не знаем. Это может быть звук английской речи или простой урок по рисованию. Вы как будто пробуете на вкус новые знания, следуя за инструкциями учителя. Ваши органы чувств обучаются восприятию новых навыков. Полученный опыт постепенно встраивается в вашу картину мира, и туман неизвестности медленно начинает рассеиваться.
Понимаем, что делаем, и учимся правилам
Когда мы уже познакомились с новой сферой знаний, то начинаем замечать присутствие некоторых закономерностей. Здесь наступает время, когда дети учат алфавит и осваивают теоретические основы русского языка. Если взять в качестве примера рисование, то на этом этапе есть смысл говорить о колористике, круге Иттена и законах перспективы. На предыдущей ступени была заложена база, подготовлены наши органы чувств. Теперь мы можем сознательно тренировать нейронные связи и сознательно оттачивать навыки.
Сами создаем правила
На эту стадию попасть очень не просто. Надо освоить правила и принципы, стать мастером своего дела. Профессионалом. Люди, достигшие этого уровня, сами создают правила, делают открытия, рисуют шедевры, двигают мир.
Каждый из нас в течение жизни много раз проходит этапы от дилетанта до профессионала в совершенно разных сферах человеческой деятельности. Сначала мы действуем неуверенно и нелепо. И это абсолютно нормально. Каждый когда-то был дураком. Но чем больше вы уделяете времени и внимания какой-то деятельности, тем лучше будет ваш результат. Если вы хотите стать писателем — пишите, если вы хотите стать художником — рисуйте. Это обязательно! Не надейтесь, накупив толковых книжек, научиться рисованию за пару уроков. Навыки формируются только в процессе деятельности. Теоретическая часть подключается позже, когда в вашей нервной системе уже есть необходимые нейронные связи. Вы сами начнёте замечать, как вдруг начали понимать, почему мастер взял именно такой цвет. Неожиданно увидите эллипсы в стакане воды и рефлексы на яблоке. Не пренебрегайте начальной фазой обучения.
Автор — Ирина Лямшина