Поэт, переводчица. Москва, 9 мая 1945
Опубликовано в рамках проекта «Настоящий 1945»
Остоженка. Вчера, 8-го мая, в 11 часов вечера — «безоговорочная капитуляция». Сообщено об этом всему миру ночью, в 2 часа, по радио. Слава в вышних Богу и на земле мир.
До сегодняшнего утра я не верила, что мир так близок. О нем толковали уже целые сутки, но мне все казалось, что это слухи — то «желаемое и ожидаемое», что молва нередко передает как уже совершившееся. Еще не могу обнять и поднять всего значения этого события для человечества и для себя. В трех руслах протекает в моей душе значение этой «безоговорочной капитуляции». В одном русле — родина, нация, народ. Здесь карамзинское «О любви к отечеству и народной гордости» — «Славься, славься, наш русский народ!» — как поют в гимне, долетевшем до глухих ушей, когда шла в метро. Мы победили! В метро нежно обняла молоденького грязного, курносого солдата, который широко улыбался мне и другим, стоя над нашей скамьей. Победа! Отстояли свою культуру от германского сапога. Положили предел кровавому бреду Гитлера. «На земле мир». Но за него заплачено кровью стольких молодых, жизнью, ужасом и гибелью стольких жертв.
Здесь второе русло, где уже не плеск и блеск и рокот волн победы. Здесь кровь Авеля вопиет к небу. Эту кровь (ни во имя чего, даже самого Бога) я не могу принять и поднять чашу с ней. Поскольку она льется через мое сердце как в погребальном плаче Богоматери в Страстную пятницу: «Увы мне, сыне мой возлюбленный и Свете!» Поскольку я знаю — и по временам ощущаю реально скорбь миллионов тех сердец, через которые «оружие пришло», — в траурных ризах для меня и самая Победа. Тут нет места логике Истории, ее перспективам. И не моего ума дело разбираться во всех этих агрессиях и экспансиях народов. Я знаю, что они не прикончатся на нашей планете ни от каких конференций, пока не умрет зверь в человеке, не перейдет он в ту стадию, где будет невозможно «сумасшествие эгоизма» личного, семейного, классового, партийного, государственного.
Целым и невредимым возвращается с фронта Сережа, мой зам. сын, «опора дряхлых дней». И велика благодарность моя Руке, не допустившей его до ужаса и до гибели в адском горне войны. Но не могу я забыть, с особенной остротой сегодня помню, что не вернутся к матерям товарищи его — Леня Смородина, Женя Давыдов. Не вернется к Инне ее муж — замученный сыпняком, пленом, туберкулезом и нашедший избавление в братской могиле где-то в Польше. (Видела сегодня Инну и Лену.)
Источник: Малахиева-Мирович В.Г. Маятник жизни моей: дневник русской женщины 1930-1954 / Публ. Н. Громовой. М.: Изд-во АСТ «Редакция Елены Шубиной», 2015. Цит. по: https://prozhito.org/person/476
Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.
Знакомьтесь с другими персонажами проекта в блоге «Настоящий 1945», а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.