Есть такое понятие, как сентимент, или, иначе говоря, настроения. Настроения не возникают просто так, их формируют при помощи СМИ, социальных сетей и т.д. На данный момент мы живем в интересное время, когда очень просто вложить людям в голову то, что нужно именно тебе. Особенно, когда ты владеешь серьезными новостными ресурсами. Почему это сделать очень просто?! Потому что люди любят быть обманутыми. Уже было исследование, подтверждающее, что негативные новости воспринимаются людьми гораздо ярче позитивных, и это заставляет возвращаться к источнику пессимизма (именно поэтому аудитория армагеддонщиков никогда не иссякнет).
Так вот, я долго пытался найти то, что сейчас прикреплено к посту ниже. На картинке два графика:
1. Индекс SP500.
2. График упоминания в СМИ о Великой депрессии и сравнения текущей ситуации с тем временем.
Проще говоря, мы можем наблюдать, как ведет себя рынок, когда СМИ буквально забиты новостями о том, что все пропало и мы летим в пропасть! И на данный момент видно, что упоминания и сравнения с Великой депрессией находятся у своих максимальных значений (последний раз такое было в 2008 году, после чего рынок уверенно нащупал дно, и нас ждал десятилетний тренд). Я не говорю о том, что сейчас может быть так же! Может быть все что угодно, но понимание этой ситуации дает некоторую пищу для размышлений.
Что это размышления? Если СМИ неустанно пишут о конце света и Великой депрессии, то у людей закладывается страх. Они хотят все продать и забиться куда-нибудь в берлогу, чтоб все переждать. Но если все продают, то кто тогда у них покупает? Более того, вспомним недавнюю статистику по потребительским настроениям, которая тоже резко упала. Естественно, это не гарантирует того факта, что мы не можем еще раз пойти вниз, но идти против паровоза (печатного станка) я бы не стал. Также это не отменяет того факта, что инвестиции все равно должны строиться исходя из вашего горизонта, задач и стратегии.
Это лишь говорит о том, что не нужно сидеть и бояться. Страх сковывает и мешает принимать взвешенные решения. А взвешенное решение заключается в том, что через время все снова станет хорошо, но только покупать тогда придется значительно дороже.