Каждый сталкивается с такими понятиями, как маркетинг, реклама и пиар. Что есть что, с чем их едят, а главное – какого специалиста искать?
Что такое маркетинг? Я трактую это для себя предельно просто. Маркетинг в общем и широком смысле – это рыночное поведение, ориентация на рынок и потребителя. Зачем нужен маркетолог? Он анализирует, «чувствует» рынок, доносит представления потребителя до тех, кто выстраивает процесс создания продукта. Также маркетолог, зная потребителя, определяет наиболее эффективные способы продвижения продукта. Главная цель маркетинга и деятельности маркетолога – создать востребованный продукт, донести информацию о нем потребителю и получить отклик о продукте с рынка.
Эффективно и креативно продать продукт может рекламщик. Идеи маркетолога он упакует так, что клиент и опомниться не успеет, как купит себе, жене, другу и даже тетушке в Мичуринск. Цель деятельности рекламщика – продать мощно, ярко, красиво.
Подготовить же отряд почитателей продукта и компании, сформировать круг лояльных клиентов, а также создать и, главное, поддерживать репутацию Вашего бизнеса должен пиарщик. Его цель и заключается в формировании позитивных взаимоотношений с общественностью. Если кто-то считает, что пиар в его деле необязателен, он заблуждается также, как тот, кто смело идет покорять Эверест без подготовки и в одиночку, без инструктора. Пиар появляется сразу, как только компания заявляет о себе любым публичным действием. Будь то рекламная кампания, торговая активность, упоминание в СМИ, слухи, скандал. Пиар присутствует вокруг любого шага предпринимателя, как эфир. С одной стороны, можно об этом не знать и совершать правильные шаги за счет предпринимательского чутья, по наитию. С другой стороны, можно об этом знать и совершать шаги неправильные, которые разрушают имидж компании.
И маркетинг, и реклама, и пиар, как области деятельности, для бизнеса жизненно важны. И тут у любого руководителя возникает вопрос: а может ли все эти функции объединять один специалист?
Как предприниматель со стажем, скажу: может... если этот человек гений ) Но, как правило, все это достаточно узкопрофессиональная деятельность, и один специалист не сможет справиться с этим с должной эффективностью. Без существенных потерь тут не обойтись. Маркетолог, конечно, может сделать вам стандартную рекламу, вот только будет ли она иметь действие – едва ли. Сможет ли рекламщик или пиарщик оценить рынок и выстроить грамотную маркетинговую стратегию? Чаще всего нет, увы. А все ли специалисты по рекламе обладают талантом PR-менеджера выстраивать отношения со СМИ, экспертами, лидерами мнений, писать новости, пресс-релизы? Нет, нет и нет.
Каждый должен заниматься своим делом! Однако без эффективного взаимодействия всех этих специалистов бизнес едва ли продвинется вперед.
Вспомнились случаи, когда серьезный бизнес потерял часть своих клиентов из-за того, что пиарщики и маркетологи с рекламщиками, видимо, не нашли общий язык.
Например, известная сеть пиццерий Papa John's в 2016 году объявила о действии промокода «ИОСИФСТАЛИН», из-за чего в сети разгорелся скандал и на компанию обрушился шквал критики. Ошибка пиарщиков стоила компании немалое количество разочаровавшихся клиентов.
Реклама «Арбидола» с указанием его действия против COVID-19 в очередной раз больно ударила по репутации производителя лекарства «Отисифарм». Резкая волна общественного негодования и штраф за нарушение закона «О рекламе» – итоги непродуманной пиар-кампании.
Наглядные примеры, повторять которые не рекомендуется.
Материалы подготовлены специалистами PR-агентства «Карманный пиарщик». Наш профиль в Instagram @pocket-pr, присоединяйтесь!