В 1944 году Василь Быков, участвующий в освобождении Румынии, в группе пленных немцев разглядел знакомое лицо — то был его однополчанин, которого он считал погибшим. Писателю удалось переговорить с пленным.
Оказалось, что солдат был ранен, а после попал в концлагерь, где согласился сотрудничать с власовцами. На подлый поступок мужчину толкнул, конечно, страх. Он договорился со своей совестью «на временное предательство» как единственно-возможный способ выжить, обещая бежать при первом удобном случае. Не сложилось.
Эта встреча натолкнула Быкова на размышления о выборе, что делает человек, столкнувшийся с обстоятельствами непреодолимой силы, которые вылились в повесть «Сотников» («Ликвидация»), а в 1976 году по ее мотивам вышел фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько. И, поверьте, это один из лучших фильмов о войне и не только о ней: он актуален и вне контекста, он о каждом из нас.
Зима. Леса Беларуси. Партизанский отряд испытывает острую нехватку пищи и медикаментов. На специальное задание отправляются офицер Сотников и старшина Рыбак. После долгих блужданий по снегам партизаны выходят в деревню, запасаются провизией и отправляются в обратный путь, но попадают под обстрел полицаев — в отряд им вернуться не суждено. Герои вступили на путь, ведущий в логово врага, в конце пути их ждёт сложнейший нравственный выбор: умереть стоя или жить на коленях?
«Восхождение» — одновременно и пронзительная военная драма, и глубоко-философское высказывание. Сюжет фильма сталкивает духовное и физическое начала человека, что приводит к одному из самых болезненных, но и понятных внутриличностных конфликтов. Картина снята очень близко к тексту, но заметно отличается в моральных суждениях: текст Быкова пропитан вопросами и даже сомнением, Шепитько же вершит суд, называя героев, презирая трусов (даже смерть в ее фильме отказывается принимать предателя).
Лариса говорила, что этот фильм был ей самой жизненно необходим — она просто не могла его не снять. Поэтому процесс производства был непростым: очень щепетильным и буквально «инженерно» выверенным. Проект получился идеальным! Но едва не был отлучён от проката: излишне религиозным и мистическим показался подтекст контролирующим органам. Помогло «полезное» знакомство Элема Климова (супруг Шепитько) с главой ЦК Беларуси Петром Машеровым. Машеров в прошлом сам был партизаном и нехотя согласился придти на спецпоказ, не ожидая ничего особенного от «бабьей режиссуры», но уже к середине фильма плакал без всякого стеснения.
Фильм вышел.
А через 3 года Лариса погибла в автокатастрофе. «Восхождение» — ее последний законченный проект.
Правильно ли порицать жгучее, инстинктивное, внутриутробное желание спасти собственную шкуру ценой предательства друга, Родины, собственной совести, наконец? Однозначно, да. Однако чаще всего мы это делаем без оглядки, в слепой, подсознательной уверенности, что мы-то не такие, мы справимся с душевной дрожью, сможем приглушить зов инстинктов, поставим честь и совесть выше низменного, животного. Но дело в том, что лишь очная ставка с тем самым выбором способна однозначно разрешить этот вопрос. Пусть она никогда не случится.
С праздником, друзья!
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась статья, то ставьте лайк и подписывайтесь.
Еще больше о кино — Cinemacountry и Instagram!