День первый
Никто не мог пройти, не обратив внимания на это прелестное создание. Люди шли мимо и бросали свои удивленные взгляды на эту акварельно - пастельную девушку, сидящую в сквере на скамейке в паническом состоянии. Это была наша Вера - путешественница. Выглядела она очень живописно: короткая стрижка, конопушки на маленьком носу, свободного кроя платьице, через которое просматривалась точеная фигура и длинные стройные ноги . Она напоминала брошенную фарфоровую куклу, которая вот- вот разрыдается. Люди всё шли и оглядывались на неё.
Один мужчина остановился, постоял, подумал и присел к ней.
-Что случилось?- спросил он ее по-русски, с акцентом.
Вера посмотрела на него глазами полными слез и надежды, вздохнула и начала свой короткий рассказ.
«Я проходила практику в вашем Друскининкае в санатории после медучилища. Решила перед отъездом немного попутешествовать по Литве.
Когда ещё здесь буду, неизвестно, да и буду ли? Я мало где была и так мало знаю… Я посмотрела Вильнюс. Красивый город, старинный. Многие говорят по-русски. Сегодня я приехала сюда, в Каунас. Ваш город другой, совсем другой и не такой дружелюбный. Здесь русских нет совсем. По- русски не говорят и не понимают. Я приехала на автобусе утром, успела в музее Чурлениса побывать и в «Музее чертей». Было очень интересно. У меня есть деньги, мне заплатили за работу в санатории, но ни в одной гостинице нет мест, и я не знаю, что делать теперь, где ночевать?»
Вера достала листочек бумаги из своей незатейливой сумочки.
- Вот, записано у меня, завтра съездить надо обязательно в ваш музей, бывший концлагерь. Я знаю - там страшно, тётя рассказывала. Он недалеко от Каунаса находится?
- «Девятый форт», бывший концлагерь в крепости Ковно. Это совсем не рядом. И там действительно страшно. Есть ближе музей, бывшее гетто, в Вилиямполе, туда сможешь сама добраться. Экскурсионные автобусы ежедневно возят туда туристов, можно успеть купить билет.
- Я не люблю экскурсии, я одна люблю, - ответила Вера.
- Тогда на попутной. Я напишу тебе адрес, покажешь его шофёру. Не заблудишься.
Он написал на листочке бумаги адрес музея, Вера схватила бумажку и положила в карман платья. Фарфоровое личико наконец радостно засияло.
- А говорили мне ещё, что варьете у вас есть?
Вера знала, что в Каунасе есть кафе со стриптизом. Конечно, хотелось посмотреть диковинку, но напрямую спросить стеснялась.
- Очень хочется посмотреть, - добавила она, - у вас все не так, как у нас дома….
- Какая ты смелая!
Мужчина понял ее желание, сдержанно улыбнулся.
- Пойдем искать ночлег, путешественница.
Она пошла за ним. Чувство надежности было в этом мужчине, и это успокоило её. Она доверяла ему. Паника пропала.
- А вот и гостиница! - сказал он.- А напротив кафе со стриптизом. В конце этой улицы есть и варьете, но туда не попадёшь уже - билет нужен.
Он взял её за руку, и они зашли в холл гостиницы. Мужчина подошел к стойке и стал говорить что- то администратору на литовском. Наконец он обернулся к Вере и попросил ее паспорт. Вера заполнила анкету, заплатила за ночлег, получила ключ и поспешила в номер, едва не забыв сказать своему спасителю спасибо. Ей хотелось принять душ и отдохнуть. Впереди ещё есть дела. Мужчина махнул рукой и исчез за дверью гостиницы. Она тут же забыла о нем. В номере первым делом пересчитала содержимое своего кошелька. Она вспомнила о серебряной цепочке в витрине магазина, надо обязательно ее купить. Пересчитала ещё раз деньги. Успокоилась. Должно хватить на варьете, на музей, на утренний чай с булочкой, ну и на цепочку, конечно. Она привела себя в порядок и пошла туда, где стриптиз, в кафе напротив. Купив входной билет, неуверенно, смущаясь, прошла в зал, где её усадили за стол. Принесли немного еды и пива. Она стала всматриваться в темноту. Заиграла музыка, и началось представление.
Стриптиз ее не впечатлил. Девушка с парнем неловко раздевались, неловко танцевали под музыку и очень быстро закончили своё выступление.
Вера с большим удовольствием покинула сомнительное кафе, успев съесть все, что ей принесли. Ну и что это за стриптиз? И рассказать нечего, неинтересно совсем. И не пойдёт она больше. «Не для меня это зрелище. Пойду спать. Завтра новый день и новые впечатления...»
День второй
Утром, позавтракав кофе с булочками, Вера пошла на остановку автобуса. Вышла там, где нужно, у шоссе. Грузовики, грохоча, проносились мимо, разбивая дорожную пыль. «Надо пройти по обочине немного вперёд и остановиться», - подумала Вера . Пыль испортила ей настроение, застряв в фарфором её носике и волосах. Недолго она махала встречным машинам. Грузовик остановился, и шофёр махнул ей рукой. Она подбежала и быстро залезла в кабину. Показала бумажку с адресом, и они тронулись.
Ехали молча около часа. Она поблагодарила шофёра и пошла к одинокому строению, которое и было музеем гетто. Внутри ходила группа людей с экскурсоводом. Все говорили на русском. Надписи тоже были на русском, а ещё на литовском и английском. Сосредоточившись, Вера начала осмотр. От увиденного в витринах, она побледнела… Сердцу стало больно от нахлынувшего чувства ненависти к тем, кто способен был на такое зло. Она не понимала, зачем так поступали люди, и кто они? Откуда? Жалости не было в сердце. Была боль и ужас от увиденного.
Захотелось выйти на воздух, мышцы тела напряглись, разболелась голова от незнакомых нахлынувших чувств и эмоций. Она медсестра и она умеет сострадать, она не может иначе. Но почему кто- то создаёт боль и страдания другим? Она понимала, что ответа не будет: война и зло были и ушли, но этого могло и не быть! И чувство ненависти ушло. Пришла печаль, она останется в её душе навсегда. Вера была уверена, что такое больше не повторится.
Она вышла на улицу. Подошла к водителю экскурсионного автобуса. По её фарфоровой щеке медленно текла слеза. Водитель сказал: «Иди в автобус. Последние места свободны. Довезу до города». Он открыл двери. Вера устроилась на заднем сидении и замерла там, в углу, глядя в окно. Туристы подходили к автобусу с грустными лицами и молча рассаживались по местам.
Фарфоровая куколка обмякла и стала почти невидимой. Никто не обратил на новую пассажирку никакого внимания. Все молчали до самого Каунаса. Так закончилось первое путешествие Веры. Она ещё много в своей большой жизни увидит и узнает. Не всё сохранит её память из прожитого.
Но эти два дня, проведённых в Каунасе, она не забудет никогда…