Найти тему

Шеллинг о природе. Часть 4

Как пишет Шеллинг в лапидарной формулировке:

Тогда нет иного выбора, кроме как попытаться вывести необходимую последовательность идей из природы разума (и из конечного разума как такового), и для того, чтобы эта последовательность была действительно объективной, нужно, чтобы сами вещи возникали и возникали вместе с этой последовательностью.

Среди всех предшествующих философских систем, - добавляет он,—я знаю только две - Спинозы и Лейбница, которые не только предприняли эту попытку, но и вся их работа есть не что иное, как эта попытка. То, что должно быть сделано, - и это есть собственная цель Шеллинга,—это следовать их прозрениям и привести их более ясно в соответствие с современными идеями духа и свободы.

Современная философия справедливо подчеркивает, что бесконечные идеи не имеют жизни вне человеческого мышления и его естественного субстрата и что человеческий дух укоренен именно в этом изначальном единстве. Изолированный от человеческого понимания, смысл идей, концепций или аффектов непостижим—а это значит, что " ничто бесконечное не может обитать в нас без бесконечности.

Отсюда-необходимое соединение идеального и реального, абсолютно активного и абсолютно пассивного . . . существует во мне изначально без моего подталкивания и таким образом составляет саму мою природу.”

https://www.pinterest.ru/pin/751467887797987445/
https://www.pinterest.ru/pin/751467887797987445/

Этот аргумент приводит Шеллинга к органической (а не механической) концепции природы, возникновение и эволюция которой соответствуют внутренним движениям ума. "Органицизм" здесь означает, что нечеловеческая природа управляется взаимодействием формы и материи точно так же, как человеческая жизнь подчиняется взаимодействию духовных и природно-материальных сил.

В органическом мире, как мы читаем, нет никакой механической связи причины и следствия, поскольку каждый организм “существует сам по себе”, неся в себе “основание своего существования”. Соответственно, в каждом организме формирующий или организующий принцип согласуется с самим его существованием, в результате чего "форма и материя здесь неразделимы“; ”единство" организма заключается в его собственном бытии (а не в какой-то внешней прихоти). Отсюда следует, что осознание органического единства есть действительно” суждение " духа, хотя и не внешне наложенное суждение, а проявленное в “целеустремленности” самих организмов.

Иначе говоря, органическое единство предполагает, что идея формы пуста без своего естественного субстрата, точно так же, как понятие материи пусто без внутренней организующей идеи. По мнению Шеллинга, можно проследить этот взгляд на органическое единство от неодушевленных и одушевленных существ через “последовательность стадий " вплоть до сложности человеческой жизни. В последнем случае также связь реального существования и целенаправленной идеи свидетельствует о "первоначальном единстве разума и материи“, проявляющемся теперь в связи "идеи и действия, замысла и исполнения".

В обычном (хотя и неадекватном) языке человеческая жизнь рассматривается как соединение ума и тела, все они одушевлены внутренним Источником жизни, называемым "душой". Подводя итог сути “стадий "жизни, Шеллинг заключает это пронзительное утверждение:

Природу следует рассматривать как видимый дух, дух-как невидимую природу. Итак, здесь, в абсолютном тождестве духа в нас и природы вне нас, должна быть разрешена проблема возможности самодостаточной природы.
https://www.pinterest.ru/pin/477874210460367862/
https://www.pinterest.ru/pin/477874210460367862/

Настоящий свод идей рассматривает силы и процессы природы как таковые, переходя от явлений света и электричества к динамическим процессам притяжения / отталкивания и, наконец, к науке химии—исследованию, которое выходит за рамки этих страниц. Вместо того чтобы углубляться в эти анализы, я хочу вкратце обратиться к другому исследованию, написанному примерно год спустя, под названием “О мировой душе”.

Как известно, это исследование произвело большое впечатление на поэта Гете, который видел в нем параллель своему собственному органическому взгляду на природу (во многом вдохновленному Спинозой). Подзаголовок этого исследования представляет его как попытку "объяснения универсального организма" - несомненно, обширную и всеобъемлющую попытку. В качестве преамбулы к этому исследованию прилагается еще один текст, посвященный общему отношению "между реальным и идеальным в природе“, текст, который вновь фокусируется на” первоначальном единстве" между формой и материей, между бесконечностью и бесконечностью.

Как замечает Шеллинг, бесконечное не может быть добавлено к конечному, а конечное-к бесконечному, как простое дополнение; скорее “ " и то и другое должно быть объединено через изначальную и абсолютную необходимость или потребность.

Продолжение следует...