Найти в Дзене

Проверка связи: карантин показал, что мы не умеем и не хотим жить большой семьей. Почему это случилось?

Я - врач в частном пансионате. Уже более 20 лет работаю с пожилыми людьми и вижу вот какую картину: с одной стороны, большинство людей плохо относятся к домам престарелых и считают родственников, которые "сдали" туда своих родителей или бабушек и дедушек, предателями. С другой - я по пальцам могу пересчитать знакомые семьи, в которых все друг друга любят, берегут, где собираются на семейные праздники, не делят после смерти родственников имущество через суд, где люди собираются вместе против нагрянувшей беды.

Наши постояльцы - это люди, за которыми дома невозможно или некому ухаживать так, как того требует их состояние. Истории их очень разные, как и отношения наших подопечных со своими детьми. К кому-то приезжают каждые выходные, звонят каждый день, интересуются. Знают все про своего близкого: какой он любит сок, в каком подгузнике ему удобнее, сколько лекарства в упаковке осталось и какого цвета белье ему понравится. В выходные тащат сумки с фруктами, вкусностями, гуляют в нашем саду, приезжают со своими детьми, внуками.

-2

Но есть постояльцы, которых почти не навещают. А если к ним и наведываются, то в основном общаются с персоналом, а к близкому забегают минут на пять-десять.

Я давно взяла за правило воздерживаться от оценок чужих семейных историй. Даже если на первый взгляд кажется, что там поступают неправильно. Потому что, видя холодные отношения между родителями и детьми, я не знаю, что им предшествовало. Но что-то к ним привело точно.

Есть, конечно, исключения. Я знаю историю семьи, московских армян, в которой четверо детей - по-настоящему дружных детей. И когда их мама после инсульта стала лежачим инвалидом, они организовали посменное дежурство в ее квартире. Они менялись, как врачи в больнице. Менялись их жены и дети. У пожилой женщины было все: функциональная кровать, лекарства, дети сами научились делать массаж, они переделали душевую так, чтобы в нее можно было завести инвалидную коляску и помыть маму.

-3

За три года у мамы не образовалось ни одного серьезного пролежня. При входе в их квартиру не шибал в нос острый запах мочи. Я приходила к женщине на осмотры несколько раз в месяц и ни разу не видела у нее несвежего постельного белья, одежды, неубранной комнаты. Я поражалась, с какой любовью дети обращались с уже мало что соображающей мамой. И, признаюсь, завидовала моей пациентке - ее умению так воспитать детей и так прожить жизнь, чтобы вот сейчас они были как один организм. Одна большая команда. Было понятно, что заболей не мама, а кто-то из братьев или сестер, поддержка была бы, наверное, такой же и им.

Конечно, когда детей много, им легче ухаживать за больными родителями. Потому что это дополнительные ресурсы, время, деньги. А если ребенок один, если у него своя семья, а если эта семья неполная? Как разорваться и успевать и следить за своими детьми, и работать, и ухаживать за лежачим больным?

Но, повторюсь - гораздо больше примеров передо мной, когда у человека есть не один ребенок, а умирает он в одиночестве. Наверное, у каждого таких историй - десятки.

-4

Почему так? По телевизору нам говорят, что семья, многодетность - это русские традиции и ценности. Что так всегда было - сильный за слабого, дети за родителей, родители - за детей. А как на самом деле?

Сейчас - карантин, и от своих знакомых я слышу в основном жалобы на то, как они устали третий месяц жить со своими мужьями, женами, детьми, родителями в режиме 24\7, в постоянном общении. Очевидно, что мы не умеем и не хотим учиться жить большой семьей. Мы не выносим, когда на нашей территории кто-то задерживается дольше суток (а иногда и меньше). Пусть этот кто-то и близкий нам человек. На моей даче соседи выдыхают с облегчением, когда в воскресенье дети со своими семьями уезжают в Москву, на работу.

-5

Не нужно быть провидцем, чтобы понять, что в старости будет еще хуже. Может, стоит спросить себя, чего не хватает нам в наших семьях для того, чтобы мы радовались вот такой внезапной возможности побыть вместе? Не хватает терпения, умения идти на уступки, слышать друг друга, жертвовать личным комфортом ради других или...не хватает любви? Как думаете вы?

Сеть частных пансионатов «Забота и уход» в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61