Историю нашего государства надо изучать не по учебникам, которые всякий раз переписываются заново, а по судьбам человеческим, по которым прокатилось колесо истории. Этого человека не надо представлять - его хорошо знают в районе. Владимиру Константиновичу нечего стыдится прошлого: он прожил честную жизнь.
Мать его, Нина Александровна, родилась в Петербурге, в семье известного адвоката. Жили они в большом доме, в достатке, имели прислугу. Девочку с детства учили хорошим манерам, как во всех аристократических семьях: обязательное музыкальное образование и знания языков, в первую очередь - французского.
Революция и годы гражданской войны лишили совсем ещё юную девушку всего: дома, родителей, веры. Но те качества, которые были заложены в семье, остались до конца жизни: скромность, порядочность, интеллигентность. Качества эти она старалась передать и своим детям. Чтобы как- то жить, Нина Александровна пошла на курсы медсестёр, затем работала в госпитале, выхаживала раненых. Познакомилась с военным Константином Михайловичем Манютой, а вскоре они поженились. И началась жизнь на колесах. Владимир родился в городе Полтава 15 сентября 1924 года. Это были страшные тридцатые годы, когда от голода вымирали целые украинские селения. Затем отца перевели в Ленинградскую область, а перед войной они жили в Волосово. В семье к тому времени было уже четверо детей.
Нина Александровна работала в железнодорожной школе. В 1941 Володя окончил 9 класс. У матери как у преподавателя железнодорожной школы, был льготный бесплатный проезд по железной дороге. И решили они воспользоваться этой возможностью. Дело в том, что Константин Михайлович был родом из Гродно, а до 1939 года эта территория была «заграницей» , и о своих родных он ничего не знал. Когда ее освободили от поляков, они получили первую весточку от родных. Вот и решили на семейном совете, что Нина Александровна с Володей поедут туда на летних каникулах в гости. Был июнь сорок первого. Кто знал, что радость встречи с родными обернется страшной трагедией для всей семьи…
Володя с матерью приехали к родным 21 июня, а утром следующего дня началась война. Для них она началась не с сообщения по радио. Местечко находилось в пятнадцати километрах от границы и, естественно, жители с первых часов войны оказались в оккупации.
Константин Михайлович, выехал с остальными детьми из Волосово и буквально сгинул. Ничего не известно о них до сих пор…
Что такое «гестапо» и «СС» Владимир узнал уже тогда, в сорок первом.
Однажды, когда он возвращался лесом в деревню, его схватили немцы. Держали под дулами автоматов и хотели расстрелять, но потом отправили в лагерь, а через несколько дней отпустили. До деревни же дошел слух, что расстрелян. Мать уже и панихиду заказала. Она упала без чувств, когда Владимир появился на пороге дома, а у него после всего пережитого отнялась речь, целый месяц не мог говорить.
В ноябре сорок второго всех советских граждан отправили на работы в Германию, Владимир с матерью оказались в разных лагерях. Вплоть до сорок пятого года, когда наши войска освободили, провели они на чужбине. Кое- кто сейчас пытается рисовать райскую жизнь угнанных в Германию. Но рая не было. Тяжёлый изнурительный труд, полуголодное существование, презрительное отношение, побои и наказания за любую провинность - это было. Русским не разрешалось даже ходить по тротуару, только по обочине. Женщины при встрече отворачивались и прикрывали лицо платками. А если какая из них решалась встречаться с «лагерником», ей стригли волосы и с позором возили по всему городу.
Многие умирали от голода и болезней. Владимир Константинович считает, что ему повезло: в их лагере находились французы, которые ежемесячно получали посылки с продуктами из Франции и Америки - они и подкармливали остальных. Всякое было: и хорошее, и плохое. Жизнь есть жизнь, где бы она ни была. Трудности закаляли людей, делали их добрее, отзывчивее, щедрее.
Работала в лагере подпольная организация, через которую узнавали о новостях с фронта. Не раз охранники проверяли их бараки, но так ничего и не находили. Чтобы кто- то кого- то выдал, предал - такого не было. Люди были разных национальностей, между собой, случалось, ссорились, но разногласия улаживали самостоятельно.
Нина Александровна, возвращаясь на родину, взяла с собой из лагеря двух мальчишек, потерявших мать.
Сам Владимир Константинович был призван в армию в феврале 1945 года, воевал на Белорусском фронте, участвовал в шторме Кенигсберга. За боевые заслуги награжден орденом Отечественной войны, медалями. Из армии пришёл домой с молодой женой…
Со школьной скамьи он мечтал быть только учителем. Война прервала учёбу. Теперь надо было продолжить на вечернем и заочном отделениях. В Волосово была вечерняя школа, но только 7 классов. Владимир и еще несколько таких же напористых парней добились, чтобы в поселке открыли десятый класс вечерней школы. Им пошли навстречу, и среднее образование было получено. Молодежь послевоенных лет стремились к знаниям. Вечерняя школадействительно была школой рабочей молодежи. Занятия 4 раза в неделю по 6 часов. Ученики иногда на последних уроках буквально засыпали, но не смели прогуливать. Мало того, просили преподавателей позаниматься с ними дополнительно по выходным.
Затем Владимир поступил на заочное отделение в пединститут на факультет физики и математики, но так его и не закончил. Работа дорожника увлекла с головой.
После войны дорог в районе практически не было. Владимир Константинович с 1947 года работал мастером дорожного участка при Волосовском райисполкоме. В 1951 году его назначили начальником дорожного участка. Старожилы помнят, что даже по Волосово нельзя было проехать на машине, а пройти можно было только в резиновых сапогах. Вот и начали с Волосово. Но как начинать? Техники никакой нет, материалов нет. Собирали на полях камни, мастера их дробили, тесали и вручную по камешку и мостили дороги. Было в бригаде сначала 2 лошади, потом дали полуторную машину. Постепенно построили свою базу, мастерские, гаражи, асфальтовый завод. Из небольшой бригады выросли в дорожно- строительное управление, которое обслуживало три района - Волосовский, Сланцевский и Лужский. Ввели новшество- двухсменную работу. Ежегодно прокладывали 35-40 километров дорог. Такими темпами в области никто не работал.
С 1961 по 1968 годы Владимир Константинович был старшим прорабом СУ- 3, а с 1968 года по 1987 – начальником ДСУ-5.
По сути, все те дороги, которые мы сейчас имеем, и которые соединяют нас с городом и другими районами, были построены Владимиром Константиновичем Манютой. Среди военных и трудовых наград Владимира Константиновича самая дорогая, как он считает, -Знак почётного дорожника. Это как знак качества его трудовой биографии.
Говорят, что незаменимых нет. Это утверждение не относится к Владимиру Константиновичу Манюте. Почти 40 лет отдал он дорожному строительству. Менялись руководители в районе и правители в стране. Но каждый день в пятидесятые и шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые в восемь часов утра он проводил свои короткие планерки и выезжал на объекты, проделывая по 500 километров в день. Он поименно знал всех своих рабочих, помнил каждую трубу на дороге. О том, как он работал, красноречиво свидетельствует орден Ленина. Такой высокой награды в 1966 году за доблестный труд, он один был удостоен среди дорожников области.
Каждый человек поистине незаменим. И Владимир Константинович доказал это своим личным примером и трудом. Хотя сам не уставал повторять, что не он работал, а все вместе, что построенные дороги - коллективный труд, что он счастлив, что находился в кругу таких замечательных людей, с которыми работал десятилетия.
Выйдя на заслуженный отдых, Владимир Константинович занимался большой общественной работой, являясь председателем районного совета ветеранов войны и труда. Забот у него хватало: кому- то надо помочь с жильём, кому- то материальную помощь оказать, а кого просто навестить. Охотно встречался с молодёжью, выступал перед учащимися школ, ПТУ, в трудовых коллективах. Одним словом, человек он деятельный и неравнодушный к чужой беде. Любил литературу, историю, увлекался огородничеством и на своих шести сотках добивался незаурядных результатов. Не много ли для одного человека? Нет, это далеко не полный портрет нашего героя. Об этом человеке можно рассказывать и рассказывать.
Люди, хорошо знавшие Владимира Константиновича, говорят о нем не только с огромным уважением, но и с любовью: «Хором каменных не построил, всего себя отдавал работе, людям», «Хороший собеседник, компанейский, интеллигентный. Обидеть человека - не в его характере», «Он всегда следовал правилу: если ты что – то делаешь, то ты должен знать в десять раз больше!»
Владимир Константинович не считал себя персоной, заслуживающей всеобщего внимания, скромность – одна из черт его характера.
Большую, нелёгкую, но счастливую жизнь прожил прожил этот незаурядный человек. Он был прекрасным мужем, отцом, дедушкой.
Ольга Трофимова