Найти тему
Интересная фантастика

Фантастические миры, утерявшие технологии

Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю первый в этом году обзор планет, созданных воображением авторов фантастики. Вообще, фантастическая литература, в которой сюжет строится вокруг той или иной планеты (не Земли), получила название планетарной фантастики. Если по-простому, все происходит на другой планете.

Планетарная фантастика – довольно общее определение. В сюжете книги про события на иной планете можно сделать упор на социальные мотивы. Примером такой фантастики можно считать творчество отечественных классиков - братьев Стругацких: «Трудно быть богом», «Малыш», «Обитаемый остров». Или это будет твердая научная фантастика, к примеру: повесть Хола Клемента «Экспедиция Тяготение», роман Станислава Лема «Солярис». На других планетах можно развернуть развлекательное повествование, про яркий и необычный мир, например Маджипурский цикл Роберта Силверберга, «Дюна» Фрэнка Херберта. Ну и на планете разворачивается лихое стрельбище в духе боевиков Алекса Орлова («База 24», «Представитель» и т.п.).

Несмотря на такое разнообразие, термин «планетарная фантастика» все же имеет практический смысл. Если я хочу что-нибудь этакое – как космические корабли бороздят просторы большого театра, не буду покупать и скачивать книгу, в аннотации которой стоит данное словосочетание. И наоборот.

Картинка для заставки. Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс. картинки
Картинка для заставки. Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс. картинки

Прошу прощения за долгое вступление сегодня. Приступаю к основной части обзора. Произведения подборки, где описаны разные планеты, нечто среднее между серьезной социальной и твердой научной фантастикой и совсем уж бесшабашными боевиками. Всего там понемногу и развлекательного действия, и элементов «на подумать». И это будет «старая добрая фантастика». Такое настроение сегодня. А еще, на планетах данной подборки технологии или частично утрачены, или население полностью вернулось к дотехнологическому укладу.

Планета Верел, роман Урсулы ле Гуин «Планета изгнания» (1966)

Начну с произведения, где талант автора позволяет полностью погрузиться в необычный и суровый мир другой планеты. Верел имеет очень длинный период обращения вокруг собственного светила. Поэтому теплый и холодный сезоны длятся годами по земным меркам. В момент текущих событий сюжета книги шла зима. На Вереле существует колония потомков Земли. Колония оторвана от галактической цивилизации. Люди Верела сохранили культуру и цивилизацию, хотя многие технологии утеряны. Но, они вырождаются. За 600 лет существования колонии люди постепенно сокращают свое влияния и поселения. Медленный регресс земной колонии, ощущение ее заката жителями, очень реалистично подаются автором.

Кроме того, есть и местные разумные. Они очень похожи на людей. Культура туземцев находится на стадии первобытнообщинного строя. Местные и «дальнерожденные» практически не соприкасаются друг с другом. Альтерраны – потомки землян, не прогрессоры и не захватчики. Они просто бережно относятся к туземной цивилизации и в лучшие годы, даже сдерживали свою экспансию, чтобы не помешать развитию родной расы планеты.

Но вот, на кланы живущие рядом с Космопортом (название города альтерранов) и на потомков землян движутся кланы «гаали» - дальних племен. Это завязка фабулы романа. Далее, продолжать не буду.

При чтении романа, ощущаешь полное погружение в мир Верела.

Роман "Планета изгнания" входит в Хайнский цикл  автора
Роман "Планета изгнания" входит в Хайнский цикл автора

«Гавань Ветров», роман Джорджа Мартина и Лизы Таттл «Гавань ветров» (1981)

Еще один мир, мастерски создан совместным творчеством Джорджа Мартина (всем известного, прежде всего, по саге Песнь Льда и Пламени) и Лизы Таттл. Планета, почти полностью покрытая водой. Сплошной океан, на просторах которого группами располагаются небольшие острова. Именно на них ютятся потомки экипажа космического корабля. Робинзоны космоса, затерянные на далекой планете, вследствие кораблекрушения. Технологии утеряны, люди вернулись в дотехнологическую эру. Патриархальное хозяйство, основанное на рыбной ловле, какой – никакой торговле и ремесле.

Лишь каста летателей связывает острова в подобие единого общества. Сделанные из обшивки рухнувшего космолета крылья – планеры, позволяют летателям приручить морские ветра. Перелеты с острова на остров помогают сохранять общение и связь. Небесные гонцы являются почтальонами, послами, вестниками и пр.

Ну а сюжет книги, прежде всего, раскрывает социальные аспекты общества Гавани Ветров. Что если хочется летать, но ты не принадлежишь к касте покорителей неба?! Такой вопрос встал перед главной героиней романа. Исполнили задумку авторы просто феерически: тема моря, ветра, шторма, полета и всего мира Гавани раскрыта однозначно.

"Шторм в Гавани ветров" первая часть романа, выпущенная авторами ранее как повесть и органично вошедшая в роман. Просто картинка интереснее
"Шторм в Гавани ветров" первая часть романа, выпущенная авторами ранее как повесть и органично вошедшая в роман. Просто картинка интереснее

Планета Охотник, роман «Планета Берсеркера», цикл «Берсеркер» Фреда Саберхагена (1974)

От произведений, в которых авторы стараются раскрыть для читателя всю палитру описываемого мира, завлечь читателя этим миром, перейдем к планетарной фантастике несколько иного плана. Действия там происходят на иной планете. Однако, лишь часть этого мира, то или иное событие или его аспект, интересуют фантаста.

Планета Охотник, пятьсот лет назад, вследствие войны между человечеством и флотом автоматических уничтожителей жизни во Вселенной – берсеркеров, утеряла технологии. С тех пор, эта человеческая колония находиться на стадии варварства. На планете установлен жесткий боевой культ бога Торуна и его пророка Мжолнира. В честь этого события, каждый год, 64 лучших бойца сражаются в турнире, где исход боя - победа или смерть. Победитель становится полубогом, а проигравшие посмертно пируют в чертогах божества (так считают участники боев, но, не организаторы).

Как с этим связанные древние космические терминаторы – берсеркеры, чей флот был разбит в древности людьми, и что предстоит узнать космическим туристам с Земли? Это главные темы романа.

Интересно, что все книги цикла «Берсеркер», это брутальная высокотехнологичная боевая фантастика. «Планета Берсеркера», с одной стороны выбивается из цикла, а с другой – очень логично дополняет его. Любопытная боевая фантастика.

Другой перевод названия романа
Другой перевод названия романа

Планета «Дест» , романы «Киборг и чародеи» (1982), «Маг и боевой звездолет» (1987) Лоуренса Уотт – Эванса

Планета Дест. Мир разрушенный в ходе глобальной космической войны Земли с альянсом отделившихся колоний. Технологии отброшены на уровень дотехнологического развития, мегаполисы уничтожены, уровень радиации высок, потомки выживших подвержены мутациям. Вроде все грустно и печально. Однако, люди Деста мал по малу развиваются. Возникла новая цивилизация, пусть с патриархальным укладом. Но, вместо технологий появилась… магия. Скорей всего, вследствие высокой радиации и мутаций.

Автор не сильно вдается в подробности. В романах о Десте главная цель не показать особенности планеты. Суровой войны Ланнистеров и Старков тут нет. На Дест пожаловал с визитом реликт древней войны, киборг Слант с Земли. Его задачей, древние милитаристы праматери человечества определили уничтожение колоний. И управляющему киборгом компьютеру космолета не сильно важно, что война давно отгремела, Земля проиграла, и боевые действия потеряли всякий смысл. Это понимает киборг, но компьютеру все равно, его программа диктует одно – карать колонии, ядрен батон на борту имеется. Подчинённый киборг должен разведать главные центры военной инфраструктуры. Не будет подчиняться, корабль приведет в действие заряд в голове. Давно истлевшие генералы и инженеры знали толк в повиновении. Так что, крутись как хочешь. Сошедший с ума боевой корабль прошлого, бедолага киборг и маги, с их впечатляющим колдунством. Такая вот планетарная фантастика. А заодно чудной коктейль боевой фантастики и фэнтэзи.

Прошу прощения за качество изображения, не нашел лучше
Прошу прощения за качество изображения, не нашел лучше

Планета Счастье, роман «Конные варвары» Гарри Гаррисона (1968)

На закуску роман Гарри Гаррисона «Конные варвары» из цикла о космическом ловкаче Язоне дин Альте. Это тоже планетарная фантастика. Однако, хоть все действие романа происходит на планете, эта планета -такая условная. Если можно так выразиться. Классик фантастики смоделировал мир, находящийся на уровне феодального строя. Этот мир скорее модель, он не очень реалистичный. Просто есть много степняков, что мешают разработкам полезных ископаемых и угрожают более культурным центрам планеты. Есть ушлый Язон, который решил проблему степняков, вспомнив уроки истории древней Земли. Гаррисон особо и не заморачивается, верховный вождь грозных кочевников носит простое и распространенное на всех планетах имя – Темучин.

Несмотря, на то, что мир Счастья скроен для того, чтобы Язон «разобрался» с воинственностью любителей луков, лошадей и набегов, написана книга просто великолепно. Если заняться неблагодарным делом сравнения фантастики авторов, то «Конные варвары» выглядят «сильней» других представленных книг (может кроме «Планеты изгнания» ле Гуин). «Мир смерти» Гаррисона («Конные варвары» только часть трилогии) несомненно требует отдельного обзора, здесь я включил его для разнообразия хорошей и разной планетарной фантастики.

-6

У меня все на сегодня. Читайте фантастику.

Подобные обзоры на канале: Яркие и необычные фантастические миры (миры Э. Ф. Рассела, А. Азимова, Л. М. Буджолд), Необычные фантастические миры (миры П. Энтони и Р. Силверберга)

Подписывайтесь на группу Интересная фантастика Вконтакте. Аудиокниги, фильмы, клипы, музыка, опросы и многое другое про фантастику.