- Посмотрим, - лукаво улыбнулся летчик - инструктор. - Насколько вы смелые ребята.
Мартьянов завел "По-2", и холодный ветер ударил в лицо Гагарину.
Но это будет чуть позже, пока же 21-летний Юрий Гагарин о небе только мечтал...
"Как попасть в аэроклуб?"
Начало 1950-х годов полнилось романтики, тяжелого труда и знаний. Молодые парни и девушки, окрыленные Победой в Великой Отечественной Войне и новыми масштабными всесоюзными стройками, своими глазами видели, как стремительно меняется Родина.
Днем они работали, вечером - учились, а по ночам - мечтали о великом. В выходные занимались спортом и посещали всевозможные кружки. Молодежь рвалась вперед - строить страну для себя и будущих поколений.
Военная слава летчиков кружила голову и парням, и девушкам. Слесари, токари, студенты и студентки техникумов, - весь Союз захлестнула мода аэроклубов. Не обошла она и будущего космонавта.
"Масло в огонь" подливало детское воспоминание о встрече у клушинского болота с двумя героями - летчиками и проведенной ночи под крылом "Яка".
Мода - модой, но в саратовский аэроклуб, который пользовался хорошей славой, открывали набор только с оконченным средним образованием. В 1955 году Юрий учился только на 4-м курсе техникума, и претендовать на поступление не мог.
Однокурсник Юры - Виктор Проханов - так же неровно дышал к небесным просторам. Все пороги саратовского аэроклуба обил, но своего добился. Одним зимним вечером, радостный, Виктор ворвался в общежитие:
- Братцы! Танцуйте! Я с отличной новостью! - От радости у Виктора сбилось дыхание. - В аэроклуб объявили набор четверокурсников техникумов!
- Не врешь? - У другого товарища Юры - Жени Стешина округлились глаза.
- Точно говорю. Объявление даже вывесили.
Виктор еще не успел отдышаться, как Женя и Юра сорвались со стульев и бросились в коридор, где висела верхняя одежда и стояли валенки. Через три минуты парни со всех ног бежали в сторону Саратовского аэроклуба.
Сначала - теория, а так хочется летать...
В тот же вечер парни подали заявления, за неделю прошли комиссии и приступили к занятиям. Сперва, как водится, им преподавали теорию полета, техническое устройство самолета, строение и работу авиационного двигателя.
Ребята, мечтавшие о полете и небе, на первых порах даже заскучали. Они-то мечтали сразу поехать на аэродром, сесть в кабину самолета, а им достались мел, доска да учебники.
1955 год выдался трудным. Днем друзья учились в техникуме, вечером - в аэроклубе. Пришла пора защиты дипломных проектов, подготовка к которой требовала огромных усилий.
Ребята не привыкли сдаваться и тянули сразу по три лямки на своих плечах. Но, как бы тяжела не была ноша, мысль о скорых учебных полетах придавала сил идти дальше, не сворачивать с выбранного пути.
Чем ближе подходила пора поднять в воздух, тем больше друзья беспокоились.
До сих пор никто из них в воздухе не был ни единого раза, даже в качестве пассажира. Стращали и старшие по аэроклубу товарищи. Рассказывали всякие, - больше выдуманные, - неприятные истории о первых полетах.
Прежде, чем допустить будущих пилотов к управлению самолетом, студентам аэроклуба предстояло совершить хотя бы один прыжок с парашютом.
В Клушино бы сказали: "Бог Троицу любит", но Юра не считал себя верующим. Хотя попасть в самолет у его группы получилось только с третьего раза. В первые два - выезжали на взлетное поле, но погода оказывалась нелетная, и прыжок переносили.
На третью ночь к группе присоединились девушки - такие же студентки саратовского техникума, им тоже предстояло совершить свои первые прыжки. Парни пытались держаться перед ними храбрецами и подбадривали друг друга легкими шутками.
Когда стали надевать парашюты, шутки кончились. У парней, как назло, не заладилось ни с лямками, ни с карабинами. Даже девчонки справились быстрее. За что получили одобрение от Дмитрия Павловича Мартьянова, саратовского летчика - инструктора.
Наконец, справившись с последним карабином, Юра оглядел себя. Сзади большой ранец - с основным парашютом. Спереди - тоже ранец, но поменьше. Будущий космонавт ощущал себя "беременной черепахой".
"Неудобно, - про себя думал Юра. - Сковывает движение".
Убедившись, что остальные ребята тоже справились, Мартьянов скомандовал:
- Гагарин! К самолету! Посмотрим, - лукаво улыбнулся летчик - инструктор. - Насколько вы смелые ребята.
Мартьянов завел "По-2", и холодный ветер ударил в лицо Гагарину. Юра послушно полез в самолет.
Как взлетели, как вышли на заданную высоту, - все сжалось в один короткий миг. Очнулся Юра только, когда инструктор жестом показал: "Давай, мол, на крыло".
Юра кое-как выбрался на плоскость крыла, встал и вцепился руками за борт кабины. Глянул на землю - высоко и от того непривычно.
- Не бойся, Юрий, девчонки снизу смотрят! - Рассмеялся Мартьянов. - Готов? Ну, пошел!
Юра разжал пальцы и оттолкнулся от борта самолета. Руки сами вспомнили учебу и дернули за кольцо.
Воздух молотом ударил в грудь, от охватившего чувства свободы захотелось кричать, но ветер сбил дыхание. А парашют все не раскрывается. Сколько прошло мгновений? Рука предательски потянулась ко второму кольцу, открывающему запасной парашют.
И вдруг сильный рывок. Завывание ветра, свист в ушах, - все сменилось тишиной. Юра плавно раскачивался на лямках.
Основной парашют раскрылся вовремя. Время между тем, когда он оттолкнулся от борта и тем, как раскрылся парашют, растянулось для Юры в длинную бесконечность.
Авиация припадала Юрию Гагарину, будущему космонавту, первый урок: если уж находишься в воздухе, то никогда не сомневайся в технике.
О том, как и где Юрий Гагарин встретил Великую Отечественную Войну, читайте по ссылке.
Если Вам понравилась статья на канале Эхо Времени, - ставьте "ПАЛЕЦ ВВЕРХ" и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ