Грузовики КамАЗ с так называемой классической кабиной выпускаются с 1976 года. Первая действительно серьезная модернизация была проведена лишь в 2009 году, когда появилась стеклопластиковая панель передка, новые фары, более комфортабельный салон и ряд других изменений.
Однако не стоит винить заводских конструкторов за столь пофигистическую безынициативность. На самом деле о модернизации заводчане задумались еще в 1980-х годах.
В 1981 году под руководством Сергея Екимова (ныне владелец компании "Автодизайн") КамАЗ начал разработку модернизированной кабины для своих грузовиков. Проект включал не только переделку самой кабины, как снаружи, так и изнутри, но также изменения на заводе и даже замену сотрудников.
Кроме того, на ход модернизации повлияло изменение некоторых стандартов, связанных с рабочей средой. Таким образом, для того, чтобы «КамАЗ» мог удовлетворить новому законодательству, принятому в 1984 году, необходимо было, например, увеличить внутреннюю высоту на 100 миллиметров.
В период с 1981 по 1984 год было построено несколько прототипов в натуральную величину. На них отрабатывали салон с возможностью трансформации, козырьки над лобовым стеклом, высокую крышу и другие решения. К 1985 году была готова финальная версия, в которой было изменено абсолютно все: от дверных ручек и педалей до рулевой колонки.
В конструкции были использованы анатомические сиденья, созданные по образу немецкой компании Grammer, цельноформованные обивки дверей и передней панели. Впоследствии кабину установили на одно из рабочих шасси и провели полный цикл испытаний.
Т.е. уже к концу 80-х годов измененная кабина была готова к серийному производству. Не хватало лишь одобрения правящей коммунистической партии. Однако в неспокойные времена умирающего коммунистического режима руководство СССР сказало: «Нет».
Но наработки всё же не пропали. Уже в 1990-х годах удалось внедрить на серийных моделях часть новых элементов и решений. Среди них были крыша увеличенной высоты, угловые обтекатели кабины, солнцезащитный козырек, а еще бампер с прямоугольными фарами и новая панель передка.
А вот салон, к сожалению, так и остался практически без изменений. И это было одно из самых больших разочарований для водителей, да и для самих заводчан тоже.