Найти тему

"Ассоль", или А вот это - действительно Грин

1 января 1983 года по телевидению показали "Ассоль" Б. Степанцева. Конец XX века, а в фильме герои не говорят ни слова, причем многие сцены сняты в черно-белом варианте, вы можете себе такое представить? Тем не менее, именно этот фильм лучше всех прочих показывает, что имел в виду Александр Грин, когда писал свои рассказы и повести.

Борис Степанцев всю жизнь занимался диафильмами и мультфильмами. Собственно, многие из них вы отлично знаете. Это он рисовал "Серую шейку" и "Необыкновенный матч", он был режиссером "Вовки в Тридевятом царстве", "Щелкунчика" и мультиков о Карлсоне. И вдруг - фильм, да какой необычный! В нем уже были видны приметы компьютерной эры. Персонажи, сыгранные актерами, жили в нарисованных домах, а их мысли и чаяния передавались мультипликацией.

Вот такой Мери, жена Лонгрена, предстает в рассказе Меннерса.
Вот такой Мери, жена Лонгрена, предстает в рассказе Меннерса.
А вот так Мери (М. Ямпольская) выглядит в действительности.
А вот так Мери (М. Ямпольская) выглядит в действительности.

Как писал сам режиссер, " Пытаясь осмыслить эти поиски, я подумал: а что если подойти с другого конца к этой проблеме? Что если использовать достижения современной фотографии в области трансформации фотоизображения соляризацией, фотографикой, превращения тонального изображения как бы в гравюрное, похожее на рисунок больше, чем на фото, и создать таким образом иллюзию ожившего рисунка, превратив живого актера в нарисованного? Не совмещать, как это делалось раньше, натурального человека с рисованными персонажами, что уже не удивляет, а снять стилистически цельный кадр, где живой актер, трансформированный съемкой и соответствующей обработкой пленки, совмещен с рисованной, не скрывающей своей условно-штриховой природы декорацией."

Ассоль в детстве (М. Рязанцева).
Ассоль в детстве (М. Рязанцева).

В основном лента черно-белая, но в особо значимые моменты экран наполняется цветом.

Ассоль (Е. Зайцева).
Ассоль (Е. Зайцева).

Очень хорошо подобраны актеры. Нежные, строгие одухотворенные, но не приторно сладкие лица. Б. Степанцеву удалось показать романтику без сусальности, любовь без пошлости, мечту без слащавости.

Артур Грэй (А. Харитонов).
Артур Грэй (А. Харитонов).

Его Артур, Ассоль, Эгль легки, воздушны, их мечты устремлены туда, за горизонт, где встает и садится солнце.

Эгль (И. Ясулович).
Эгль (И. Ясулович).

В то время, как отрицательные герои тяжеловесны, основательны и обеими ногами стоят на земле в прямом и переносном смысле.

Хин Меннерс (А. Литовкин).
Хин Меннерс (А. Литовкин).
Жена Меннерса (Г. Чурилина)
Жена Меннерса (Г. Чурилина)

Еще один большой плюс фильма в том, что тут звучит текст Грина, а не те диалоги, что придумал сценарист. Геннадий Бортников так читает повесть-феерию, что веришь: именно так все и было.

Лонгрен (Л. Ульфсак) и Ассоль.
Лонгрен (Л. Ульфсак) и Ассоль.

Резюме: пожалуй, это лучший фильм по Грину.

Картинки в основном с сайта https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/303/annot/